Бизнес

    12 инсайтов начинающей бизнес-леди

    77
    15 мин
    77
    15 мин
    «

    Еще три месяца назад я была уверена, что поездки в Москву раз в квартал и кофе у моря пару раз в неделю — это мой предел

    »

    В марте 2017 года Валерия Свирская запустила свой первый бизнес — SMM-агентство InShow. Уже через месяц после старта оборот компании составил 250 000 рублей. В этой статье Валерия делится выводами, сделанными за три месяца развития бизнес-проекта.

    Instagram Валерии Свирской

    ВЫВОД 1. Стресс мобилизует силы

    Сам по себе стресс — это не очень хорошо, но то, что он — мощный стимул к развитию, я убедилась дважды. В конце 2015 года я репатриировалась из Украины в Израиль — всегда мечтала жить у моря.


    У меня не было связей, пассивного дохода или денежного запаса, при этом в Израиле не так просто найти работу по специальности без языка. Оказавшись в такой щекотливой ситуации, я быстро взяла себя в руки и стала работать на фрилансе — в сфере контент-маркетинга. В Израиле отлично работает сарафанное радио, я делала свою работу хорошо, поэтому количество клиентов росло. В общем, все шло прекрасно. До марта этого года.

    Одесса, Украина

    Мой жених, с которым мы жили вместе 2 года, ушел, прихватив мою кредитку и все деньги с израильского счета. Вся мебель и техника, которую мы купили на общие деньги, тоже остались у него. Через три дня я взяла билет в Киев и уехала без малейшего понимания, как жить дальше. 


    Первая неделя после разрыва далась мне очень тяжело. Я сквозь слезы делала свою работу. Очень быстро стало понятно, что, если я побуду еще немного в таком состоянии, мне пора будет переходить на антидепрессанты, а это никак не поспособствует решению главной проблемы — я хочу вернуться в Израиль и жить там, это страна, где все очень дорого, а у меня минус на счету и нужно опять начинать с начала. 


    Так что я собралась и обратилась к коучу, которая помогла мне принять и отпустить ситуацию. Из депрессии я вышла злой и готовой к активным действиям. Мне было важно, чтобы подобная ситуация никогда не повторилась и у меня был сильный тыл, в первую очередь — финансовый. Уже в конце марта мы с моей коллегой Дашей сняли все наши деньги, это была зарплата за март, и арендовали 2 стола в самом дорогом и самом красивом коворкинге в Киеве. И открыли свое SMM-агентство.

    Коворкинг в Киеве, HUB 4.0

    ВЫВОД 2. Личный блог — хороший бизнес-инструмент

    Нас было трое: мы с моим партнером Дашей и Катя — организатор съемок с отличной базой фотографов. При нынешнем клиентообороте мы бы работали в ноль, нужно было срочно искать новые заказы, но как это делать, когда о нас никто не знает? Это был серьезный риск, я реально боялась, что только усугублю минус на своем балансе и не смогу вернуться в Израиль.


    Тогда я стала писать посты в Facebook о развитии своего бизнеса, рассказывать про наш офис и следить за существующими проектами. Мои посты про офис и наши планы вызвали настоящий ажиотаж, никто не мог поверить, что мы на самом деле на это решились. Почти сразу на меня посыпались предложения о работе. Тогда мне казалось, что открылся какой-то портал — всего за 2 недели я перестала контролировать входящие заявки и у нас образовалось 12 проектов. Если бы я раньше понимала, что клиентов можно получить так быстро, я бы давно открыла свой бизнес.


    Благодаря все тому же блогу в Facebook за три месяца я провела 2 вебинара, выступила на радио, у меня 2 раза брали интервью, в очередной раз позвали на израильское телевидение.

    Пост в Facebook

    ВЫВОД 3. Деньги можно заработать быстро (если много работать, конечно)

    Я верю, что удача находит тех, кто к этому стремится, счастливого провидения не случится, если сидеть в четырех стенах и ничего не предпринимать. Все успешные люди, которых я знаю лично, много и упорно работают, никогда не останавливаются и постоянно развиваются. Я поступила так же, никакой магии или особого секрета: очень много качественной работы, переговоров и желания сделать классный и уникальный продукт. 


    В тех же группах в Facebook я каждый день вижу десятки запросов на брендинг, SMM и съемки, можно быть никем и просто научиться качественно обрабатывать эти заявки. Я так не делала, потому что у нас сработало сарафанное радио, но это как один из вариантов заработка.

    ВЫВОД 4. Крупные игроки рынка готовы сотрудничать с молодыми компаниями

    Мне стали писать люди, которых я давно читаю в Facebook, звезды в своих нишах, и они все хотели со мной работать. Меня часто спрашивают, как так получилось, что взрослые успешные люди, которые давно в бизнесе, некоторые из них — лидеры рынка, доверились команде молодых девушек. Мне тоже интересно, я очень трезво оцениваю наши позиции и весовую категорию. В основном говорят, что подкупают нестандартные решения и честность. Мы всегда говорим, если что-то сделать не можем или это не подойдет бизнесу, при этом всегда предлагаем альтернативу. Это часть нашего стиля: мы оперируем фактами и создаем лучший план действий в зависимости от задачи и бюджета клиента. Также мы не беремся за проекты, которые не можем выполнить своими силами.


    Многие подмечали, что доверяют больше нам, так как Instagram — это молодая и креативная социальная сеть. Сейчас с нами работает cамый крупный продавец резных свечей на Etsy и Amazon Наталья Бурикова, одно из самых классных украинских агентств декора и очень крутой хэлс-коуч. Также работаем с шеф-кондитером из Киева Валерием Созановским, у него потрясающий ресторан в центре города, и он первым ввел моду на Macarons в Украине.

    ВЫВОД 5. Если ты правильно выбрал дело, то у тебя появляется невероятная продуктивность

    Три месяца я работала в режиме 24/7. Усталость я начинаю чувствовать только спустя 6-8 часов за компьютером. Иногда прихожу в кафе днем, заказываю кофе, начинаю работать, а когда поднимаю голову, то на улице уже темно. Думаю, причина в том, что я искренне болею за свое дело и влюблена в него.


    При этом очень страшно перегореть, поэтому стараюсь абстрагироваться от работы и полноценно отдыхать хотя бы один день в неделю.

    Фотограф — Алекс Бойко, ретушер — София Лапсар, визажист — Анастасия Леонова

    ВЫВОД 6. Найти хорошего сотрудника гораздо сложнее, чем найти хорошую работу

    Мы попрощались с десятком человек за пару месяцев, чтобы найти идеальных. Так как количество клиентов увеличивалось примерно в 2 раза ежемесячно, уже в мае нам понадобилось выкупить треть этажа в нашем коворкинге, чтобы всех рассадить. 


    Изначально подбором персонала мы занимались сами. Даша искала дизайнеров и комьюнити-менеджера, я искала редактора и копирайтеров. Это было долго и нервно, у нас до сих пор не закрыты некоторые позиции. В общей сложности мы просмотрели больше 1 000 писем, это не преувеличение. С каждым претендентом, чьи письмо и портфолио нам нравились, мы проводили личное собеседование в офисе. К сожалению, большинство людей не могут трезво оценить свой профессионализм. Все хотят работать по минимуму и получать хорошую зарплату, но маленькое агентство не может себе позволить таких звезд, нам было выгоднее растить подходящих специалистов.


    Все наши сотрудники никогда не работали в сфере SMM. Звучит безумно, но это так. Мы взяли профессионалов в своих нишах (редактура, графика, комьюнити) и адаптировали их опыт под специфику работы с социальными сетями.

    ВЫВОД 7. Можно и важно быть строгим руководителем, но оставаться человеком

    Я стараюсь создать качественную рабочую атмосферу, даже при том что много нахожусь вне офиса. Каждый сотрудник знает, что может обратиться с любой личной проблемой — и я ее решу. Например, если кто-то заболевает, я нахожу лучшего врача, а на следующий день человеку уже прописывают подходящее лечение. Для меня команда — это не армия винтиков, мне кажется, что человеческий подход очень важен, и я дорожу каждым нашим сотрудником. При этом я строгий и требовательный руководитель, все подтвердят. Но мне дается это нелегко: так как мы молодое агентство, происходит много непредвиденных ситуаций, и я могу сорваться в самый неподходящий момент. Воспитываю в себе трезвый подход к работе без эмоций, не хочу, чтобы это как-то сказывалось на атмосфере в коллективе.

    Рабочие процессы

    ВЫВОД 8. Без делегирования развивать бизнес не получится

    Изначально мы с Дашей все делали своими руками: от постинга до подготовки фото и текстов. Очень сложно было довериться новым сотрудникам, особенно, что касается общения с клиентами. В чаты с ними мы добавили наших девочек совсем недавно, и это было лучшим решением. Только освободив время от рутины, можно заниматься стратегическими задачами.

    ВЫВОД 9. Делегировать правильно не так просто

    Даже если у вас гениальная команда, вы можете неправильно распределить работу между сотрудниками — и проект накроется. Важно грамотно обозначить обязанности каждого члена команды до старта работ. Чем более точное описание, тем лучше. Помните, что люди, которым вы ставите задачи, не умеют читать ваши мысли. 


    У каждой задачи (проекта) должен быть только один ответственный — человек, который отвечает за результат. Если он передает задачу кому-либо или разбивает ее на мелкие подзадачи, он должен сам контролировать ход работ и соблюдение сроков. 


    Для того чтобы облегчить себе работу, создайте инструкции для любых случаев — сотрудники будут знать, к кому и по какому поводу они могут обращаться, это сократит количество вопросов к вам и ваше время на ответы.

    Фотограф — Алекс Бойко, ретушер — София Лапсар, визажист — Анастасия Леонова

    ВЫВОД 10. Страхи легко преодолеваются, когда отступать некуда

    Было сложно довериться новым сотрудникам, казалось, что никто не сделает так, как ты. Но в один момент стало слишком много обязанностей, и у меня не осталось выбора. Я решила, что либо сейчас, либо никогда, и не ошиблась. Плюс у меня начались новые отношения, я поняла, что не хочу, чтобы они закончились из-за работы 24/7.


    Я не знаю, как много людей открывают офис в 23 года и нанимают персонал на зарплату, возможно, это нормальная практика, но мне было чертовски страшно. И до сих пор страшно, но подсознание говорит: «Сложно, но прорвемся».

    ВЫВОД 11. Цифры — основа бизнеса. Если их не считать, можно попасть в ловушку

    Мы начали просчитывать рентабельность проектов не сразу. В мае обратились к финансистам и поняли, что некоторые проекты по 700$ нам выгоднее, чем те, что по 2 000$. Это было откровением.


    ВЫВОД 12. Можно кардинально поменять жизнь очень быстро

    Еще три месяца назад я была уверена, что поездки в Москву раз в квартал и кофе у море пару раз в неделю — это мой предел. Этой весной я дважды ездила в Европу на выходные, жила в Киеве, работала из Одессы, а теперь каждый день хожу по улочкам Тель-Авива. Я завтракаю в Акко, плаваю возле Рош-а-Никра, ужинаю в Северном Тель-Авиве и работаю с видом на море. Кайфую от этих изменений невероятно!


    Если бы в феврале мне сказали, что я смогу планировать поездки, работать из любой точки мира и просто наслаждаться жизнью без стрессов, я бы не поверила. Открыть бизнес — было одним из лучших решений.