Личный опыт

3 заблуждения предпринимателей

Основательница кофейни «Завтрак у Тиффани»
об ошибках, которые привели к закрытию.

Авторы: Галия Бердникова, Алиса Базуева
Сколько раз я слышала: «Я хочу открыть своё кафе», и по эмоциям читалось:маленькую такую, уютную, горячо любимую и самую вкусную кафешечку на свете! Глядя в эти мечтательные глаза, мне было сложно сказать, но я говорила:
«Не надо. Не начинай бизнес с общепита.
Возьмись за что-то другое сначала.
Потом вторым этапом попробуешь!»

В ответ я видела удивленно вскинутые брови и читала в глазах мысли: «Так как же? Ты же сама! А меня… отговариваешь?!.. Сколько бы раз владельцы заведений ни повторяли: сложно это, не лезь, кафе продолжают открываться и … закрываться. Чаще всего со слезами на глазах их владельцев.

Общепит — это большой и серьёзный бизнес с множеством деталей, требующий от владельца незаурядности и огромного труда. Я могла бы исписать десятки страниц на тему особенностей и сложностей этой ниши.

Но на это раз не буду. Хочу дать слово девушке, начинающей бизнесвумен, она поделится своей историей.

Алиса Базуева
Основательница кофейни «Завтрак у Тиффани»
Почему среди всех историй успеха вдруг закралась статья о просчетах? Все просто. Потому что неудачи тоже случаются. И, к большому нашему девичьему сожалению, гораздо чаще, чем победы.

Есть вещи, ставшие мне очевидными всего за полгода в бизнесе. Я уже допустила ряд ошибок и не могу вернуть все назад, но точно знаю, что вы можете прочитать это и не наступать на мои «грабли». Так что поехали. Почему я вообще ввязалась в общепит?

Меня поддержат все, кто когда-либо имел дело с производством пищи: это один из самых сложных видов бизнеса. Сложнее, наверное, только ракетостроение. И путь этот я выбрала для себя не иначе, как по большой любви. Я Гурман с большой буквы. Не могу представить свою жизнь с плохой едой. Поэтому лет с 17 уже мечтала о собственной маленькой уютной кофейне. Как и у многих, мечты мои разбились о камни реалий удмуртского бизнеса.
Заблуждение №1
Все будет, как мечтается
Тот факт, что вам нравится что-то по-настоящему, не означает, что бизнес, созданный большой любви, пойдет гладко, как платочек по ножкам фотомодели. Нет. Мои розовые мечты основывались на возможности самой быть хозяйкой своего времени, быть шеф-поваром в своем заведении и, самое главное, — угощать людей вкусной едой.

В реалиях бизнес оказался состоящим на 85% из поиска поставщиков, найма, обучения и адаптации сотрудников, контроля их работы, самих поставок, маркетинга и прочих вопросов, напрямую с кухней никак не связанных. И только на 15% приходятся на непосредственное приготовление пищи. А мне не хотелось просто «какой-нибудь» маленький бизнес, мне хотелось изменить рынок общественного питания в своем городе. Цель благородная, но затратная. Мой инвестор не был к этому готов.
Заблуждение №2
Финансовые вложения
будут только на старте

Если вам кажется, что денег для запуска проекта вам нужно совсем немного вы ошибаетесь. Правда. Извините, если расстроила, но это такая же реальность, как и то, что небо голубое. Эта ошибка была главной и решающей в судьбе моего маленького титаника. Само заведение по моей задумке было по-домашнему приятным и уютным. Этакое местечко рядом с домом, куда можно невзначай забежать на чашечку хорошего кофе с горячей вафлей. Если вы уже представили себе эту милоту и тоже затеваете что-то подобное, знайте: недостаточно потратить деньги только на открытие. И это относится не только к общепиту.

Любому бизнесу нужно развитие, если проект не получает его в первый год своей работы — он обречен. Развитие — это прежде всего покрытие убытков (а в общепите их полно первые полгода) вкупе с вложениями в рекламу. Кому вы нужны, если о вас не знают? То-то и оно. Закладывайте сумму на открытие +30% на непредвиденные расходы, сумму на покрытие убытков от первых месяцев работы (это нормально, если расходы будут превышать доходы до 100 000 р. в месяц), а также расходы на маркетинг (бюджет лучше закладывать приличный, чтобы о вас точно знал каждый).
Заблуждение №3
Кому нужны бумаги?!
Важный урок, который я извлекла из всей этой ситуации, заключаетсяв следующем: прописывай на бумаге все. Даже самую почти ненужную ерунду. Всегда. Я допустила ряд фатальных ошибок в договоре. Это еще не накрыло меня с головой, но я думаю — оно где-то близко. Перечислю ряд пунктов, чтобы сделать историю более прозрачной:
1. Пропишите процедуру расторжения
договора в малейших мелочах.

что будете делать вы, если инвестор уйдет, что произойдет, если сами захотите уйти, процедуру выкупа доли и любого отступления.

2. Укажите процент прибыли.
При каких условиях вы будете его выплачивать. Только с чистой прибыли или с валовой?

3. Пропишите, сколько вложил
инвестор и сколько вы.

Прикрепите к договору приложением каждый маленький чек — иначе потом можете оказаться в суде за «нецелевое расходование инвестиционных средств».
4. Наймите хорошего юриста.
Отнеситесь с максимальной скрпулезностью к каждому пункту договора. В противном случае, любая ошибка может стать причиной для судебного разбирательства в будущем. Пропишите, будете ли вы возвращать все деньги в случае банкротства, или ваш инвестор несет этот риск.

5. Будьте ботаником.
Внимательным к каждой маленькой и, казалось бы, незначительной детали. Бизнес - дело очень тонкое и на старте любая ошибка может стать фатальной. И главное: прежде, чем начать, задайтесь вопросом «Готова ли я дисциплинировать себя? Ставить задачи и выполнять их?».
Напишите ваш комментарий