Личный опыт

«Место» женщины в обществе

Как преодолеть гендерные стереотипы в бизнесе

Автор: Мария Овсеец, журналист womenbz.ru
Девушка должна готовить, стирать, убирать,
воспитывать детей. Бизнес не для женщин.


Согласитесь, все мы иногда слышим эти стереотипные штампы. Действительно, общество часто не принимает женский успех: ни в бизнесе, ни в корпоративной карьере.
Этот факт отлично иллюстрирует исследование Гарвардской школы бизнеса, о котором на одной из лекций TEDex рассказала американская предпринимательница, операционный директор Facebook Шерил Сэндберг:

«Женщина по имени Хайди Ройзен работала оператором в Силиконовой долине и использовала свои связи, чтобы стать очень успешным венчурным инвестором. В 2002 году профессор, который преподавал в университете Колумбии, рассказал эту историю, а точнее две истории, разным группам студентов. Для одной из аудиторий он изменил имя Хайди на Говард. Но это единственное изменение привело к важным выводам. После рассказа он опросил студентов. Хорошая новость состояла в том, что и Хайди, и Говарда посчитали профессионалами в равной степени. Но плохая новость заключалась в том, что Говард понравился всем. Он замечательный парень, с ним хочется работать, с ним хочется пойти на рыбалку в выходной. А вот о Хайди люди думали совсем по-другому. Она из кожи вон лезет. Она себе на уме. С ней не хочется работать».
Сложность в том, что в сознании людей мужчина, добивающийся успеха, молодец. Он целеустремленный боец. А женщина сделала это зря, ведь она наверняка пожертвовала семьей, непонятно зачем вкладывала всю себя и лезла по головам. Из-за такого отношения, из-за этих стереотипных мыслей многим женщинам очень сложно поверить в себя, в то, что они имеют право быть успешными.

К счастью, количество женщин, сумевших перешагнуть через эти барьеры, растет.

Около 40% высших управленческих позиций в российских компаниях занимают женщины. Это данные аналитического отчета, подготовленного международной сетью независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Thornton International.

Если говорить о собственном бизнесе, ситуация тоже меняется в лучшую сторону. Более четверти российских предпринимателей, а именно 27% — женщины. Такие данные огласило Министерство экономики России.

Но эта цифра могла бы быть гораздо больше. По данным «Опоры России», 53% российских женщин сегодня уверены, что смогли бы стать предпринимателями.

Но почему-то они не делают этого. Хотят, но не идут к цели. Рейтинг WBI Women Business Index показывает: 34% российских женщин, желающих заняться бизнесом, видят трудности на пути к началу предпринимательской деятельности в высокой занятости в семье и малолетних детях.
Не уходи раньше, чем ты уйдешь.
Шерил Сэндберг, операционный директор Facebook
Все та же Шэрил советует:

«Не уходи раньше, чем ты уйдёшь. Мы все, в том числе и женщины, заняты делом. И вдруг она (женщина, — прим. автора) начинает подумывать о том, чтобы завести ребенка. И с того момента, когда она задумывается об этом, начинает освобождать для него пространство. «Как мне найти ему место среди всего, что я делаю?» И прямо с этого времени она больше не поднимает руку, не ищет продвижения по службе, не участвует в новых проектах. Она не говорит: «Я! Я хочу сделать это!» И начинает сдавать позиции.

Ладно бы она забеременела в тот день, прямо в тот день... 9 месяцев беременности, 3 месяца отпуска по уходу за ребенком, 6 месяцев, чтобы отдышаться... грубо говоря. Но чаще всего — я сама это видела — женщины начинают думать об этом гораздо раньше — когда объявляют о помолвке, когда выходят замуж, когда начинают думать о попытках завести ребенка (что может занять много времени). Одна женщина пришла поговорить со мной об этом. Я глянула на нее — она выглядела такой молоденькой. Я спросила: «Значит, вы с мужем думаете о том, чтобы завести ребенка?» Она ответила: «Ой, нет, я еще не замужем». У нее даже парня не было. Я сказала: «Ты думаешь об этом немножко рановато».
Проблема в том, что девушки начинают отодвигать свои мечты и проекты еще до того, как даже появилась эта необходимость. И не верят в то, что совмещать бизнес и воспитание детей возможно. Хотя истории, окружающие нас, говорят об обратном.
Простая американка Рут Хэндлер работала с 10 лет и точно знала, чего хочет добиться в будущем — поступить в колледж и зарабатывать самостоятельно. В 1945 году вместе с мужем Эллиотом и его другом она организовала компанию по производству рамок для фотографий и игрушечной мебели, которую Рут мастерила из остатков древесины, а потом и кукол Барби — главного изобретения Рут. Сейчас компания Mattel — международный лидер на рынке игрушек и семейных товаров, входит в сотню лучших работодателей Америки. Куклы Барби обеспечивают треть продаж корпорации. Рут придумала свою Барби, глядя, как дочь Барбара играет с бумажной куклой.
Британская домохозяйка Джоан Роулинг написала шесть книг, и этого оказалось достаточно, чтобы стать богатейшей женщиной Великобритании. Роулинг занимает 78-е место в списке самых влиятельных женщин мира по мнению Forbes. И при этом она воспитывает троих детей.
Вы можете сказать, что эти истории далеко. Другая страна, другие женщины. Хорошо, тогда вот вам другой пример: каждую неделю мы публикуем истории успешных бизнес-леди из разных городов России. У большинства из них есть дети.

Ссылки на эти истории вы найдете ниже. Прочитайте, если еще не сделали этого. Получите мощный заряд мотивации и вдохновения. А совсем скоро мы опубликуем интервью с Нонной Кухиной. Она построила международную компанию. При этом у нее с мужем 7 детей и 14 внуков.

Эти женщины доказывают: все возможно. Они смогли, почему не сможете вы?
Какие еще страхи озвучили женщины?

52% боятся отсутствия опыта (по данным WBI).
37% указали на сложную экономическую обстановку в стране (по данным WBI).
67% женщин считают, что нужен первоначальный капитал (по данным «Опоры России»).

На самом деле это отговорки, не имеющие ничего общего с реальностью. Это страхи, с которыми нужно бороться.
Страх вовсе не в опасности, он в нас самих.
Стендаль, французский писатель
Напишите ваш комментарий