Личный опыт

Нормы бизнес-этикета

Как вести себя
в бизнес-коммуникациях

Автор: Татьяна Благовидова
Деловой мир состоит из коммуникаций. Формат может быть разный: клиенты, партнеры, инвесторы, журналисты. Как себя с ними вести, чтобы произвести впечатление? Что нужно делать и говорить? Наш совет: обязательно возьмите на вооружение нормы бизнес-этикета.
Правила общения и поведения в деловой среде возникли не просто так. Они создают структуру бизнес-отношений, дарят им чистоту и помогают участникам процесса найти взаимопонимание. Соблюдение этих норм показано всем, кто хочет, во-первых, быть воспринятым всерьез (и это правда), а во-вторых, продемонстрировать свой профессионализм во всём, что касается бизнеса. Пусть это и не является гарантом успешных сделок, но явно повышает шансы подобного исхода.

Перечень норм, конечно, немаленький, но мы выделили основные и для удобства разделили их на группы.
Ваши профессиональные качества
Логика проста: станьте человеком, с которым будет приятно вести бизнес. В этом пункте – тонкая грань между профессиональными и личностными качествами. Но самое главное, что их в себе можно воспитать. Попробуйте, и люди в буквальном смысле к вам потянутся.

1. Пунктуальность, тайм-менеджмент
Проблема нехватки времени в бизнесе ощущается особенно остро, поэтому каждый, кто его «ворует», воспринимается как ненадежный и безответственный человек. Поэтому всегда приходите на встречи к назначенному часу, всё делайте в срок, планируйте свой собственный график (включая делегирование обязанностей). Время – деньги!
2. Уважение ко всем
Этичность в бизнес-коммуникациях. Попробуйте думать не только о своей выгоде. Ищите точки, в которых будет максимально пользы для всех – для ваших клиентов, партнеров, собеседников. Предлагайте лучшие варианты, стремитесь решать общие проблемы, уважайте чужое мнение (конечно, при этом нельзя соглашаться со всем подряд). Кроме этого, выполняйте все обещания и уважайте чужой труд.

3. Грамотная устная и письменная речь
Общаясь в рамках бизнеса, всегда говорите по существу. Избегайте просторечных выражений, слов-паразитов и лирических отступлений (однако «сухой» язык тоже не приветствуется). Готовьтесь к разговору заранее.
4. Результативность
Научитесь всегда доводить начатое дело до логичного завершения. Составляйте планы, пишите цели и задачи. Если собираетесь на деловые переговоры, обозначьте для себя, какие проблемы являются приоритетными, и как вы с помощью этой коммуникации можете их решить.

5. Отношение к подчиненным
Если хотите узнать всю правду о бизнес-партнере, смотрите на то, как он общается с подчиненными. Грамотный руководитель ко всем сотрудникам относится ровно, избегает криков и публичных разбирательств. Для него важно создать в коллективе позитивную рабочую атмосферу, уметь мотивировать и разбираться в ситуации.
Нормы этикета
Здесь уже речь о ваших конкретных действиях, когда вы общаетесь в бизнес-партнерами. Как и в светском этикете, здесь есть определённые правила, которые различаются для женщин и мужчин. Мы рассмотрим нормы поведения для бизнес-леди.

1. Дресс-код
Прежде всего – аккуратность. Она расскажет о вашей организованности и внимании к деталям. Эталон одежды – деловой костюм неброских оттенков, однако в зависимости от обстановки допускается и более легкий стиль, например, сдержанный «кэжуал». Под юбку и платье обязательны чулки телесного или черного оттенка. Цвет белья должен соответствовать ткани одежды.
2. На встрече
В деловом этикете женщинам так же пожимают руку, как и мужчинам, однако по правилам, первым руку в любом случае подает руководитель. Не нужно обнимать, похлопывать по плечу и целовать собеседника. Общаясь с кем-то, называйте человека по имени. Незнакомым – представляйтесь сами. При прощании обменяйтесь рукопожатием (если прием многолюдный – то только с хозяевами встречи).

3. Организация переговоров и встреч
Если встречу организуете вы, то не забудьте дать своему партнеру время на подготовку: как минимум две недели. Вы сами предлагаете место для переговоров и со своей стороны зовете только тех сотрудников, чье присутствие необходимо. Время – не раннее утро и не поздний вечер. Если встреча затягивается, необходимо предложить перерыв на кофе.
4. Язык тела и деловые жесты
О вашем характере может без слов рассказать ваше тело. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы «говорило» оно только хорошее. Узнать человека дела можно по энергичным и не суетливым движениям, уверенной походке, ровной осанке. Запрещено держать руки в карманах или, наоборот, излишне жестикулировать. Внимательно следите за расстоянием между собой и собеседником: оно должно быть около метра.

5. Телефонный и интернет-этикет
Звонить лучше в будни, с девяти утра до девяти вечера. Если на ваш звонок не отвечают, не держите трубку дольше шести гудков. Если ответили – сразу представьтесь и объясните, что вам нужно. Разговор заканчивает тот, кто его начал. При общении в интернете всегда обращайтесь к человеку персонально. В письме отправляйте свои контактные данные.
Как бизнес-леди может завоевать
уважение бизнес-партнера мужчины
Несмотря на то, что в последние годы количество женщин на руководящих должностях увеличилось, к сожалению, многие из них по-прежнему сталкиваются с агрессией со стороны коллег-мужчин, считающих, что прекрасному полу не место в бизнесе. Ещё один вариант развития событий – снисходительное отношение.

Как считает Мими Дональдсон, консультант по вопросам менеджмента, это связано с тем, что часто бизнес-леди самой сложно представить себя равной мужчине в бизнесе. По ее словам, так происходит из-за того, что поколениями в женщинах воспитывалась покорность мужчине, пассивность и уход от конфликта. Поэтому они часто бывают сдержанны, когда нужно проявить решительность.

Мы отметим, какой линии поведения необходимо придерживаться женщине, чтобы завоевать уважение бизнесменов.
1. Манера поведения
Двигайтесь энергично (но не размашисто – это, скорее, особенность мужчин), занимайте полноценное место за столом, причем старайтесь выбрать самое комфортное: чтобы всех видеть и чтобы все видели вас. Не стесняйтесь отвечать на рукопожатие. Пресекайте любые попытки ухаживания за вами. Бизнес – это бизнес. И ничего больше.

2. Манера речи
Говорите всегда по факту, без намеков и без излишних деталей. Используйте конкретные выражения «Я уверена» или «Есть сомнения» вместо неопределенных вводных «Вроде бы» и «Возможно». Берите ответственность за свои слова и научитесь не нуждаться в чьем-то одобрении. Следите за своей речью, чтобы в ней не проскальзывало извиняющегося и нерешительного тона.
3. Одежда
Откажитесь от всего, что может помешать мужчине видеть в вас только бизнес-партнера. Не надевайте соблазняющие вещи – платья с декольте или открытыми плечами, мини-юбки, и не делайте вызывающий макияж.

4. Эмоции
Мужчины уверены, что женщины слишком эмоциональны, чтобы вести серьезные дела. В чем-то они правы: в бизнесе эмоции должны быть под контролем. Это не значит, что нужно запечатать свои чувства навсегда, просто постарайтесь сдерживать их при своих собеседниках (можно умыться холодной водой, подышать воздухом).
Как бы там ни было, женщины уже давно доказали, что являются надежными бизнес-партнерами и успешными руководителями. У них действительно свой взгляд на вещи и другой подход к делу – иногда мягкий и эмоциональный, но при этом результативный.
Напишите комментарий