Прежде, чем принимать решение об открытии бизнеса, поразмышляйте, как вы будете измерять свой успех в жизни, потому что он измеряется не только деньгами.
— Ольга Кардамон

Город: Санкт-Петербург
Возраст: 24 года
Семейное положение: замужем
В бизнесе: с 2014 года
Бизнес: туристическое агентство Eagle Travel

Детали бизнеса:
— 70 000 рублей (инвестиции на старте)
— 400 000 рублей (оборот в месяц)
— от 100 000 рублей (чистая прибыль в месяц)
— 1 сотрудник в штате
— 10 гидов-фрилансеров
— 65 000 рублей (средний чек)
Путь в бизнес
Я училась на преподавателя русского языка для иностранцев и параллельно работала репетитором, а после — экскурсоводом по Петербургу. И не ожидала, что эта профессия перерастет в бизнес. Мне посоветовали попробовать себя в роли гида. Для этого нужно было учиться. Гид-переводчик — не то же самое, что экскурсовод. Это человек, который работает и в музее, и за его пределами (водит группу по городу). Не в каждом музее экскурсовод знает иностранный язык, поэтому многие гости обращаются к гиду для получения информации об экскурсионных объектах. Поэтому для такой работы нужно пройти шестимесячные курсы и обучение в каждом музее, где ты планируешь работать. Учеба в музеях длится от одной лекции до двух недель (например, в «Эрмитаже»). Чтобы стать гидом, я прошла это обучение

Тот, кто хочет зарабатывать больше, постоянно должен учиться чему-то новому, развиваться, расширять кругозор. Это важно не только для карьеры и бизнеса, но и для собственного счастья. Как только человек перестает развиваться, он становится угрюмым, ведь каждый день в его жизни происходит одно и тоже. Он не видит новых горизонтов.

После получения лицензии я несколько лет сотрудничала с турагентствами и круизными лайнерами. А потом стали появляться личные заказы: люди, ранее работавшие со мной, обращались ко мне напрямую. И в 2014 году я решилась на создание турагентства.

В бизнес мы с мужем вложили 70 000 рублей:
Cайт — 40 000 рублей;
Регистрация ООО — 5 000 рублей (цена 2014 года);
Открытие банковского счета — 10 000 рублей;
Обязательная страховка туроператора — 15 000 рублей.

И вот уже третье лето подряд привозим иностранцев в Санкт-Петербург, Москву, Владимир, Суздаль.
В бизнесе результаты появляются не сразу, и нужно спокойно к этому относиться и не впадать в панику, что спустя год ты всё ещё не разъезжаешь на «Мерседесе».
— Ольга Кардамон
Привлечение клиентов
В рекламу мы не вкладываемся. Ключ к нахождению клиентов в туризме — TripAdvisor, где клиенты читают отзывы, а также личные рекомендации.

Мы в основном работаем с американцами. Для них рекомендации как раз — основа. Они, в первую очередь, думают о безопасности. Россия для них — опасная и экстремальная страна. И это одна из ключевых причин, почему они предпочитают ходить по городу с гидом. Им так комфортнее. Бывает, конечно, что хотят прогуляться в одиночестве. В этом случае мы тоже помогаем: готовим карты, отмечаем на них интересные места и выдаем телефоны с местными сим-картами, чтобы они могли в любое время с нами связаться.

Кроме того, американцы начинают путешествовать по миру в 60-70 лет. Эти люди не сидят в соцсетях, не покупают ничего через Instagram. Поэтому реклама на подобных площадках для нас бессмысленна. Мы положились на сарафанный маркетинг, и пусть медленно, но верно, он приносит плоды.

Из соцсетей мы используем только Facebook: выкладываем фотографии довольных туристов, иногда пишем профильные статьи. Клиенты видят, что мы не мошенники, что у нас есть реальные гости и их отзывы.

В этом сезоне мы обслуживаем 8-10 групп в месяц. Конечно, так было не сразу. В бизнесе результаты появляются не сразу, и нужно спокойно к этому относиться и не впадать в панику, что спустя год ты всё ещё не разъезжаешь на «Мерседесе».
Все дела я делю по системе Стивена Кови — на четыре группы: важные срочные, важные не срочные, не важные срочные, не важные и не срочные. Основа — правильное распределение дел и задач по этим пунктам.
— Ольга Кардамон
Разработка туров
Мы работаем с небольшими группами людей. Чаще это одна небольшая семья или друзья, которые хотят получить персональный подход к туру. Есть туроператоры, которые собирают группу незнакомых людей, те садятся в автобус и куда-то едут. У нас абсолютно другой продукт. К нам обращаются люди, которые хотят в поездке чувствовать себя комфортно: не бегать, сломя голову, из музея в музей. У американцев очень развита потребительская культура. Они любят отыскивать аутентичные рестораны, где к ним выйдет владелец и отнесется не как к клиенту, а как к человеку. Они готовы за это платить, а мы готовы им дать то, что они хотят.

Мой муж американец, мы и бизнес наш считаем американским — хорошо понимаем, чего эти люди хотят. Мы созваниваемся с клиентами по скайпу, узнаем вкусы и придумываем план и расписание поездки специально под их интересы и характер. Вопрос ведь даже не в том, чтобы составить крутое расписание, а в отношении к клиенту. Мы становимся друзьями во время экскурсий и потом не теряем связь: интересуемся, как доехали, поздравляем с праздниками. Даже в аэропорту мы не встречаем с табличками, а узнаём человека по лицу.

Даём гостям возможность расслабиться, сблизиться с гидом и с культурой. И какое бы ты расписание не составил, иногда всё может пойти не так. Недавно клиент захотел купить икону 19 века. И мы поехали в Александро-Невскую лавру, чтобы сделать это. Пока он выбирал икону, я почувствовала запах монастырского хлеба — очень любила кушать его в детстве. И внезапно предложила гостям отведать его. Мы шли по набережной, ели булки, и гости потом сказали, что это был самый крутой момент в их туре по России. Наш формат позволяет, чтобы такие спонтанности были. Этот подход сложно масштабировать. Нужно, чтобы гиды были к этому готовы сами, а не все хотят проникаться и проявлять инициативу.
Ценообразование
Средний чек — 65 000 рублей (за тур, длящийся 3-4 дня). В эту стоимость входят билеты в музеи и театры, автобус и постоянное присутствие гида рядом. Если клиенту хочется, мы бронируем отель, но обычно они делают это сами.
Делегирование и распорядок дня
Я следую двум принципам: делегировать и автоматизировать всё, что можно. Все дела я делю по системе Стивена Кови — на четыре группы: важные срочные, важные не срочные, не важные срочные, не важные и не срочные. Основа — правильное распределение дел и задач по этим пунктам. Своеобразная расстановка приоритетов. В начале недели я выписываю по категориям всё, что нужно сделать (и личные, и бизнес-дела). Такое распределение помогает понять, какие дела нужно сделать в первую очередь и не хвататься сразу за всё подряд.

Часть дел делегирую. Благо есть подрядчики, сервисы доставки и Work-Zilla, где можно найти исполнителей для решения простых задач. Например, сделать визитку, разместить объявления. Что я не могу пока делегировать, так это описание наших новых туров. Для этого нужно поставить чёткую задачу, а я и сама плохо представляю, какой текст должен получиться в итоге. Все мысли приходят во время работы над текстом.

Мне всегда хочется соблюдать распорядок дня, чтобы не прокрастинировать. Даже в транспорте стараюсь читать, чтобы не тратить время зря. Конечно, не всегда всё получается, как было запланировано. Главное — не теряться, если приходится делать что-то в последнюю минуту.

Бывают дни, когда хочется лежать и ничего не делать — восстанавливать энергию. Нужно позволить себе расслабиться и не винить себя за не сделанное. И уже на следующий день на пике энергии успеешь сделать очень многое.
Сезонность бизнеса
Наш бизнес — сезонный (с апреля по сентябрь и пару недель в новогодние праздники), но я не вижу в этом никакой проблемы. Когда сезон туров закончился, я не скучаю без работы, а обучаю английскому языку по сериалам. Я создала курс, который предполагает обучение по сериалу «Друзья». Своеобразный онлайн-квест с заданиями, выполнив которые, ученик получает ключ к следующим.

Такая форма помогает людям получать удовольствие от обучения. Сложно замотивировать себя на обучение языку, особенно, когда на начальном этапе ты видишь прогресс, а на среднем уровне — уже нет. Плюс живые разговорные встречи в скайпе. Я делаю акцент на разговоры о жизни героев. Важно изучать язык через призму жизни, чтобы потом и использовать язык в таких же ситуациях.


Сейчас у меня уже третий поток. Но курсы по-прежнему в стадии эксперимента, и пока это недорогой продукт. Хочу понять, как улучшаются результаты у людей. На этом этапе важно совершенствовать методику нежели зарабатывать деньги. Эта работа отнимает немного времени: задания я составляю заранее, а потом выкладываю в закрытую группу на неделю вперед. Остается только отвечать на вопросы учеников — это я делаю, пока еду в транспорте. Плюс ещё 2 часа в неделю отвожу на живые встречи. В будущем я планирую привлекать кураторов и масштабировать это дело.
Бизнес и семья
Я умею переключаться с работы на личные дела. Когда нахожусь с гостями или семьёй, для меня больше ничего не существует. Я взяла это за правило. Это этические соображения: делить время с теми, кто рядом.

К счастью, когда я погружена в работу, супруг воспринимает это нормально. Даже в сезон, когда я часто бываю в командировках. Взаимопонимание — основа правильных здоровых отношений
Если быть откровенной, бизнес — совсем не для всех.
— Ольга Кардамон
Советы для бизнес-леди
Не ждите быстрых результатов. Нас жизнь приучает к датам: защитили диплом – пошли искать стажировку, и так далее. А в бизнесе результаты появляются не сразу, и нужно спокойно к этому относиться и просто продолжать работать.

Не обязательно бросать работу и уходить в бизнес с головой. Можно работать по найму и заниматься параллельно любимым делом. Прежде, чем открывать бизнес, подумайте, действительно ли это то, чего вы хотите. Самореализоваться можно не только через бизнес. Если быть откровенной, бизнес — совсем не для всех. Если строишь собственное дело, нужно понимать, что придется работать много и хорошо, постоянно гореть за бизнес и своего клиента.

Поэтому прежде, чем принимать решение об открытии бизнеса, поразмышляйте, как вы будете измерять свой успех в жизни потому, что он измеряется не только деньгами.

Если вы всё-таки занялись бизнесом, обязательно считайте бизнес-показатели. Я поздно начала это делать и даже не знала, какой у нас оборот. Это важно, чтобы отслеживать прогресс, разрабатывать дальнейшую стратегию, понимать, когда и где сократить расходы. Всё говорят цифры.

Живите и радуйтесь. Бизнес — не единственное, что есть в жизни. Семья и отдых тоже нужны.
Советую прочитать
Джош Кауфман «Сам себе МБА». Это самая крутая книга по бизнесу, которую я когда-либо читала. В ней есть самые главные идеи: от составления миссии, заканчивая составлением распорядка дня. Это настольная книга, к ней я возвращаюсь постоянно.
Напишите ваш комментарий
Благодарим за проведенное интервью анастасию замашную,
за фотографии — яну вебер.
Все материалы спецпоректа
«50 историй успеха бизнес-леди»