Открыта регистрация на новый курс «Путь мечты»
Close
 
Маркетинг

Как публиковаться в СМИ бесплатно

Рассказываем, как подружиться с журналистами

Текст: Мария Овсеец, выпускающий редактор раздела «Жизнь»

Вы — психолог, юрист, владелица свадебного ателье или просто занимаетесь рукоделием? В общем-то, неважно. Вы приняли решение, что хотите развивать личный бренд и публиковаться в СМИ. Что делать? Куда писать? Простые советы для новичков — в этой статье.
Формат сотрудничества
Есть несколько вариантов:

— Вы даете экспертный комментарий по теме. Журналисты всегда находятся в поиске экспертов. Редкая статья обойдется без вмешательства извне.

Для такого формата работы отлично подходит сервис Pressfeed — место, где встречаются журналисты, пиарщики и эксперты. Как это работает? Сотрудник редакции выкладывает запрос по теме, а эксперт направляет свой комментарий. Его либо включают в статью, либо нет. Всё, на что вы можете рассчитывать в этом случае, абзац текста от
вас с вашей фотографией и краткой информацией (имя, должность и, возможно, активная ссылка).


— Вы пишете собственную статью, ведете колонку. В таком формате, как правило, сотрудничают интернет-издания.

Статьи работают куда лучше комментариев. Это шанс осветить тему более подробно, что, конечно, позволит вам лучше раскрыться как эксперту. Тем не менее не забывайте, издание публикует вашу статью не для того, чтобы вы пиарили свой проект. Главный критерий — польза для читателя.
С чего начать?
Составьте базу данных СМИ

Список изданий, в которые вы хотели бы попасть. У «пиарщиков» это называется «медиакарта» — документ, в котором фиксируются важные сведения об издании, могущие быть полезными при организации работы: охват аудитории, тираж, график выхода, контакты и т. д. Такой объем информации нужен крупным компаниям, которые ищут выход в очень значимые СМИ. Вы можете упростить себе задачу. Оставьте только те данные, которые необходимы именно вам: название СМИ, ссылка, рубрики, в которые вы могли бы подойти, контакты и имена журналистов (это может быть как автор статей, так и редактор). Помните, вам нужно не любое издание, а только то, где присутствует ваша целевая аудитория.

А дальше начинайте работать с контактами. Пишите, кто вы и о чем хотите рассказать. Предлагайте темы для публикаций. Кто-то ответит, кто-то нет. Не отчаивайтесь и продолжайте работу.
Совет: попробуйте подружиться с журналистами в соцсетях. Многие ведут блоги, рассказывают о своей работе, делятся статьями. Лайкайте, пишите комментарии. Но не будьте навязчивыми.

Во всех СМИ разная структура. Где-то решение о публикации принимает редактор рубрики, где-то главред, где-то решает сам автор. Иногда роли всех этих сотрудников объединяет один человек. Постарайтесь найти информацию о том, кто занимается работой с экспертами на сайте или в соцсетях. В крупных СМИ решение, как правило, остается за редактором. Но если вы подружитесь с автором и заинтересуете его своей темой, он сам расскажет о вас редактору. Ему проще убедить вышестоящего коллегу, что тема будет интересна читателям. И помните, всегда можно спросить у любого сотрудника редакции, к кому стоит обратиться по вашему вопросу.
Выбор темы

Не всегда работа со СМИ ведется, что называется, в лоб. Предположим, вы продаете развивающие игрушки для детей. И вы сами — мама. Смело идите в издания, которые захотят узнать ваш опыт в воспитании детей. Вы не расскажете напрямую об игрушках, но, возможно, заинтересуете своей персоной других мам. Читатели часто ищут авторов статей в соцсетях (проверено на личном опыте).

На этом этапе решается, удержите вы внимание человека или нет. Допустим, он прочитал статью и нашел вас в ВК, Instagram или Facebook. Если на странице окажутся посты на интересующую его тему, он подпишется, чтобы читать вас дальше. И, возможно, впоследствии станет клиентом. Если ничего интересного в ваших соцсетях не найдется, человек, скорее всего, уйдет.
ВАЖНО! Публикации в СМИ в большинстве случаев напрямую на продажу не влияют. Но позволяют расширить охват аудитории, сформировать круг людей, приверженных вам и вашему бренду. Впоследствии они могут превратиться в клиентов или посоветовать вас друзьям и знакомым. Публикации — это работа на личный бренд, работа на перспективу. Поэтому взаимодействие со СМИ нужно использовать как вспомогательный инструмент, но не как основной канал привлечения клиентов.
Ищите СМИ, которые заинтересованы в авторах-экспертах

Как правило, это интернет-издания. На сайте всегда есть информация, в каких публикациях редакция заинтересована.
Примеры:

Rusbase — среди постоянных форматов новости для бизнеса, обзоры новых рынков и технологий, колонки от предпринимателей, подборки возможностей и практические инструкции для начинающих, а также материалы, посвященные образу жизни современного человека. Условия сотрудничества ЗДЕСЬ.

«Жить интересно» — проект, который собирает истории перемен, основанные на личном опыте. Редакция просит авторов делиться техниками, навыками и опытом, помогающими им жить насыщенной, содержательной жизнью. Как стать автором, читайте по ССЫЛКЕ.

Как заинтересовать редакцию?
Три критерия текста
Небанально. Тема статьи должна быть интересна широкому кругу читателей, а не только вам. Прежде чем предлагать материал, пропустите его через внутренний фильтр. Действительно ли то, что вы пишете, важно? Действительно ли это полезно и интересно другим?

Честно. Журналисты будут требовать от вас уникальной информации. Если вы пишите о бизнесе, вас могут попросить раскрыть важные данные — оборот компании, прибыль, сколько вы тратите на зарплату сотрудникам. Отнеситесь к этому с пониманием. Чем больше фактов вы дадите, тем больше шансов опубликоваться. Никому не интересно читать общие фразы и пространные рассуждения. Люди хотят фактов, люди хотят знать о вашем уникальном опыте.
Качественно. Сотрудники СМИ в состоянии сами довести ваш текст до ума. И сделают это. Но чем качественнее ваш материал на входе, тем больше шансов, что его опубликуют и будут сотрудничать с вами в дальнейшем.

Вы можете воспользоваться услугами авторов и копирайтеров для подготовки статьи. Но это не значит, что человек должен придумать весь материал за вас, ведь эксперт в теме —вы, а не он. Грамотный автор поможет составить план статьи, задаст нужные вопросы и затем превратит ваши слова в полноценный материал. Вы можете дать ему черновик текста или пообщаться по Skype, прежде чем он возьмется за написание.

Можете написать текст самостоятельно. Вероятно, сделать его профессионально с первого раза не получится. Позаботьтесь хотя бы о грамотности и хорошем оформлении.

Совет! Присылайте статью ссылкой на Google Docs (а не текстовым файлом). Не забывайте дать возможностью редактирования.
Контент-маркетолог, основатель Tripsecrets.ru
Из-за века технологий сейчас недооценивают человека как личность. Каждый день люди пишут и пытаются достучаться до журналистов с бестолковыми пресс-релизами про то, что создан уникальный сервис/приложение или что будет проводиться фестиваль/лекция. А между тем, всем и всегда были интересны книги-фильмы-сериалы, где жизни других людей, их успехи и падения на дно, размышления и душевные терзания.

Научитесь выцеплять истории и находить факты, акцентируйте на них внимание и создавайте из них истории (гуглите про «сторителлинг»). Помните желтые заголовки газет? Например, «священник на джипе чуть не сбил бабушку»/ «15-летний подросток спас человека» и тд. То есть по сути, ничего сверхъестсвенного — топорная манипуляция вашим вниманием. Игра слов и журналистов за счет мелких уточнений и деталей, а материал получает дофигище просмотров/перепостов. Это один из примеров (и не самый хороший), когда за счет деталей рассказ становится интересней.

Любую историю можно преподнести так, чтобы попасть практически в любое СМИ, если видеть конкретного человека (тут время вспомнить, что у вас в компании аж 10 человек работает и у каждого свои истории есть и это круто!)
Например, напишите:

● В СМИ про путешествия: как путешествия изменили конкретно вас, о вашей самой безрассудной поездке, где среди ночи, когда вы шли по любимым улицам Ахматовой в Париже вам пришла одна мыслишка.

● В детско-мамский журнал про то, какие наставления вам в детстве давал отец и что говорила мама и как важно верить в человека, потому что теперь вы создали такое. Расскажите 10 советов будущим родителям, от лица тогдашнего непослушного подростка.

● В журнал про образование, историю недавнего выпускника и ваши выводы, которые вам помогли сделать такой проект.

● В журнал о ЗОЖ, как вы пришли к тому, что в жизни должна быть осознанность, график, 3-х разовое питание, и почему бессмысленно насиловать себя спортом.

● В СМИ для НКО и проактивного народа, про то, что для социального сектора вы готовы раз в неделю бесплатно или со скидкой оказывать услуги/предоставить билеты и тд, или о том, почему в нашей стране так плохо с благотворительностью и почему вы столько раз начинали помогать, но это было разово и не системно и как решить проблему за счет активности конкретных людей (например, вас и вашего проекта).

● В СМИ про pr и маркетинг о том, как вы пытались заниматься самостоятельно продвижением и почему ничего не вышло, зато вы кучу всего узнали о своем проекте и почему важно создателю проекта пробовать все самому (продвигать, продавать, принимать заказы и претензии — проходить полный цикл, условно говоря), а потом уже находить на эту должность специалиста.

● В СМИ для организаторов мероприятия — о том, что не верите в event-маркетинг и почему вы свой проект так продвигать не будете или наоборот.

● В СМИ с гендерными замашками про бизнес и женщин, о том, как на вас повлияли женщины (если вы мужчина) и просто поделитесь своим опытом (если вы девушка).
И еще: потренируйтесь такие истории рассказывать на малоизвестных сайтах, им ваш контент очень нужен, а вы поймете:

1. И потренируетесь, как рассказывать историю правильно, о том, что интересно читателям, а не вам, самовлюбленным в свой проект.

2. Поймете, что даже без упоминания проекта бывает отличная конверсия, когда человека зацепила история и он готов ради того, чтобы узнать название — гуглить! А еще на таких сайтах не 33 статьи в день, поэтому выделиться легче.

Вы запустили полезный сервис? Вы организовываете фестиваль? Да, вы очень классные, кто спорит-то, только такое каждый день и каждый день они одинаковые: классные, нереальные, самые важные и нужные. Расскажите лучше о себе, вы — разные, действительно неповторимые, драматические, сумасшедшие, рассуждающие, мудрые, любящие.

Главный совет: если вы понимаете, что ваша история никому не поможет, ничего не изменит, а все ради пиара — забудьте про нее, польза — первична.
Сервисы, которые вам помогут:

Орфограммка — сервис, позволяющий проверить текст на грамматические и стилистические ошибки.

БезБукв — позволяет разгадывать анаграммы и сканворды, подбирать рифмы. Нас интересует возможность склонять слова по падежам. Пригодится тем, у кого беда с падежами и согласованиями.

Text.ru — для проверки текста на уникальность. Если вы использовали в статье материалы с каких-то сайтов, они должны быть переосмыслены: написаны по-своему, а не просто скопированы. Если ваша статья будет включать просто скопированный текст, ни одна редакция его не примет.

Главред — поможет избавить текст от словесного мусора, сделать его более человеческим.

Предложите бартер
В СМИ это называется работа по взаимозачету. В таком формате охотно сотрудничают региональные СМИ (не только сайты, но и печатные издания и телеканалы). Вы предоставляете изданию услугу или товар в обмен на публикацию, рекламу или возможность появиться в эфире программы. Журналисты любят получать «плюшки» от своей работы. А руководство часто ищет возможности поощрения своих сотрудников без серьезных финансовых вливаний.

Смотрите по ситуации и пытайтесь договориться о максимально выгодных для вас условиях. Когда я работала на телевидении, у нас была возможность посещать салоны красоты и фитнес-клубы с серьезной корпоративной скидкой. А это значит, что владельцы этих мест не только получали бонусы в виде рекламы, но и зарабатывали на наших посещениях деньги. Немного, но мы всё же платили.

Задавайте вопросы о работе с журналистами в комментариях, мы ответим.
Напишите ваш комментарий