Открыта регистрация на новый курс «Путь мечты»
Close
 
Мы знакомим вас с героинями, которые уже добились успеха в бизнесе. Рассказываем, как девушки пришли к открытию собственного дела, кто им помогал и как.

Текст: Мария Овсеец
Фото: Инна Птицына
Марина Глухова.
Как заработать
на современном
российском искусстве
Мой принцип — не надо жаловаться, просто бери и делай!
— Марина Глухова

Город: Москва
Возраст: 28
Семейное положение: не замужем, сын Лев (4 месяца)
В бизнесе: 5 лет с момента основания - Laboratory ABC
(арт, бизнес, культура)
Бизнес: Laboratory ABC

Детали бизнеса:
— Оборот в месяц: 7 млн руб.
— Чистая прибыль в месяц от 10 до 30 %
(зависит от сезона и количества проектов)
— Количество сотрудников: 10 человек в штате,
100+ на фрилансе
О проекте

Пару лет назад ответ на вопрос, чем я занимаюсь, был довольно смешной: «Я — Марина Всемогущая». Потом я стала называть себя художественным руководителем, а теперь повзрослела и говорю о себе — креативный директор и сооснователь Laboratory ABC (Art, Business, Culture — искусство, бизнес, культура). Это сообщество, объединяющее художников и архитекторов, режиссеров и кураторов, музыкантов и кодеров, специалистов в области продюсирования и арт-менеджмента, музейные и образовательные институции, а также творческие объединения и технологические компании. Нашу деятельность я условно делю на «арт» и «бизнес». Арт — это все, что связано с молодыми и известными современными художникам, развитием и созданием персональных выставок и экспериментальных проектов. Бизнес — это решение стратегических задач частных бизнесменов и крупных компаний по созданию нового имиджа, репутационных проектов и позиционирования.

Большое искусство всегда жило за счет меценатов, как, например, «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Взять любой отрезок времени: в культуре всегда были люди бизнеса, которые решали финансовые вопросы, помогали и поддерживали искусство. Благодаря этому в истории искусства есть много великих имен, которые стали достоянием культурного наследия.
Инвестиции в некоторые проекты, связанные с искусством, могут быть возвратными и приносить прибыль на порядок выше, чем инвестиции в более понятные на первый взгляд бизнес-модели «купи-продай».
— Марина Глухова
Человек может быть безумно талантлив, но если этапа продюсирования нет, ему сложно будет нести результаты своего творческого труда в массы.

Зачем это предпринимателям? Во-первых, чтобы остаться в вечности, причастным к возможному великому культурному наследию, как например, российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков. Во-вторых, во всем мире, когда ты делаешь что-то для развития культуры и искусства своей страны, ты поднимаешь свой авторитет и значимость в различных социальных кругах.

Есть еще одна история. Инвестиции в некоторые проекты, связанные с искусством, могут быть возвратными и приносить прибыль на порядок выше, чем инвестиции в более понятные на первый взгляд бизнес-модели «купи-продай». Например, проект «Ван Гог. Ожившие полотна» стал очень успешным с точки зрения коммерции.
Истоки
Бизнес-жилка была во мне с детства. Я родилась на Кавказе, пела в хоре, мы очень много гастролировали. Однажды, когда нам понадобились деньги на поездку на «Утреннюю звезду» в Москву, мэр города в финансировании отказал. И вот я, будучи 10-летней девочкой, записалась к нему на прием и стала просить выделить деньги. Он ответил, что никак не может этого сделать, предложил мне взять конфет и пойти домой. Но я не сдалась: «У вас выборы через месяц. В нашей музыкальной школе учится 2 100 человек. Предположим, у них 4 000 родителей. У каждого из них два друга, которым они расскажут, что вы отказали детям. Итого — 8 000 человек, которые могут за вас не проголосовать». После этого был большой скандал, серьезный разговор с моим художественным руководителем и мамой. Но деньги на поездку мы все-таки получили. Прошло уже очень много лет, моя семья дружит с этим человеком, и когда он спрашивает: «Ну что, как там Марина поживает», мама отвечает, что я до сих пор действую ровно теми же методами, только чуть-чуть увеличился масштаб. Видимо, это какая-то внутренняя миссия, и я ее чувствую.
На одной из вечеринок меня познакомили с Иосифом Пригожиным. От него поступило предложение о работе в PR-отделе продюсерского центра Nox Music.
— Марина Глухова
Переезд в Москву, работа в шоу-бизнесе
В десятом классе я поняла, что максимум того, что я могла сделать в своем родном городе, я уже сделала, и мне стало очень скучно. Я приехала на лето к друзьям в Москву, устроилась официанткой в ночной клуб «Шамбала» (о своем возрасте, естественно, пришлось преувеличить). Так в столице и осталась, свою учебу я продолжила уже здесь. На работе мне нравилось много общаться, знакомиться с людьми. Через какое-то время, видимо, заметив мою коммуникабельность, директор клуба предложил мне стать частью PR-команды.

Позже на одной из вечеринок меня познакомили с Иосифом Пригожиным. От него поступило предложение о работе в PR-отделе продюсерского центра Nox Music. Я очень волновалась, так как опыт был небольшой. Но желание развиваться и расти дальше подтолкнуло меня на легкую авантюру: преувеличить свой возраст. Начался период моей жизни, когда я буквально жила на работе. Мне пришлось за короткий период узнать очень много. Зато теперь я знаю, что человек может все, если захочет. Я очень благодарна за этот опыт и оказанное мне доверие!

Через год я решила уйти, потому что работать в таком режиме больше не могла — слишком высокое эмоциональное перенапряжение. Сложно было и физически, и морально. В итоге я потеряла интерес к этому делу, развиваться на тот момент было некуда.
Работа в сфере моды
Как-то мой друг Дмитрий Логинов рассказал о тяжелой жизни дизайнеров. Его показ оказался под угрозой срыва из-за отсутствия финансирования. И тогда я предложила сделать совместное шоу. Я позвонила знакомому бизнесмену и попросила 10 000 долларов на организацию показа. Рассказала ему о выгодах такого сотрудничества, и получила согласие. В результате мы сделали показ, который имел невероятный успех. Далее появился проект Russian Seasons (благодаря моей близкой подруге), объединивший четыре модных бренда: Viva Vox, Pure Joy Fashion, Leonid Alexeev и Arsenicum. В моде я проработала почти 5 лет, сотрудничала практически со всем пулом ведущих российских дизайнеров, модными глянцевыми журналами, ведущими профессионалами индустрии.

Но потом я снова увидела потолок: российская мода не становится мировым продуктом по той причине, что русская фэшн-индустрия не попадает в мировые даты закупок, поставок магазинов, и у нас нет своей легкой промышленности и производства тканей. А заниматься этим вопросом — уже совсем не моя часть, эта работа государственных структур. И не увидев для себя каких-то масштабным перспектив, я ушла в искусство, потому что понимала и чувствовала, что оно вечное, и что в нем ты вряд ли дойдешь до потолка безысходности.
Одним из самых ярких событий 2016 года стало участие в благотворительном Балу Любви Натальи Водяновой в фонде Louis Vuitton в Париже.
— Марина Глухова
Laboratory ABC
Однажды я увидела, как зажглись лампочки на Эйфелевой башне, и подумала, что никогда ничего подобного не видела в России. Ни диджитал-искусства, ни вот таких световых инсталляций. И мне очень захотелось делать что-то, связанное со всей этой загадочной мультимедийной историей.

Я познакомилась с прекрасной командой Troyka Multispace (закрытый элитный клуб, который находится в бывшей усадьбе Филипповых-Гончаровых усадьбе XVIII - XIX века). Ребята приняли меня в свою семью. И мы три года занимались экспериментами в области арта, соединяя диджитал-технологии с балетом, оперой, музыкой. Это был микс новых технологий и классических видов искусства, поэтому проект мы назвали «Телепорт». И вот уже пятый год я работаю «на территории» искусства, бизнеса и технологий.

Впоследствии созданная мной компания Laboratory ABC реализовала много классных проектов, привлекла инвестиции для культурных и социально важных проектов городского масштаба. Одним из самых ярких событий 2016 года стало наше участие в благотворительном Бале Любви Натальи Водяновой в фонде Louis Vuitton в Париже, организованным благотворительным фондом «Обнаженные сердца». Мы создали мультимедиа перформанс «Лес», который был посвящен природе и тому, как на нее влияет человек. Языком повествования выбрали балет в сочетании с современными технологиями, в котором приняли участие солисты Большого театра — Кристина Кретова и Андрей Меркурьев, а костюмы были созданы по эскизам дизайнера Ульяны Сергеенко. Хореографом выступил — Олег Глушков. За мультимедиа часть отвечала компания Radugadesign. Получилась невероятно красивая история!
Благотворительный фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца»
Также очень ярким и важным для нас событием стало сотрудничество с Третьяковской галереей в рамках года Василия Кандинского. Была создана серия проектов — мультимедиа сопровождение к выставке «Контрапункт» и создание уникального мультимедийного перформанса «Двоица», который был показан на Ночи Музеев.
Сотрудничество с Третьяковской галереей в рамках года Василия Кандинского
Работа с клиентами и инвестициями
Мы не ждем, пока нас найдут. Продюсер обычно везде приходит сам. Потому что это человек, который все решения, в первую очередь, принимает внутри себя. Если этого решения нет, он не сможет его донести до других, а, значит, денег на реализацию ему никто не даст. Ты должен быть полностью убежден в том, что ты делаешь, знать, зачем ты это делаешь и что это даст в итоге. Мы с командой придумываем основу проекта, идею и сами идем искать инвесторов или партнеров. Мои верные соратники — партнеры компании, прекрасные девушки Мария Синицына и Анастасия Элланская.
Мультимедийный перформанс «Двоица»
Энергия
Не все дается просто. Среди успешных бизнесменов сейчас нет тенденции вкладывать в искусство в России, многие себя чувствуют увереннее в иностранной среде. Но мы живем здесь, у нас в стране много талантливых людей, которым небольшая поддержка даст возможность создать что-то по-настоящему легендарное, я в это верю. У меня есть огромное желание сделать так, чтобы эта история стала реальной, чтобы искусство в России развивалось. Это то, что поддерживает огонь внутри меня.

Я хочу, чтобы весь мир знал о русской культуре. Хорошая фраза — share of culture! Но в связи с разными обстоятельствами, сейчас многие подлинники картин, например, вообще невозможно вывезти для экспонирования в определенные страны, хотя там есть большой интерес к нашей культуре. И единственная возможность знакомить мир с русским искусством в широком кругу — мультимедиа. Мы хотим делать проекты, сохраняя культурную ценность и уважение к великому наследию. Я знаю, что у этого — благая цель. Мой папа когда-то сказал: «Никогда не упускай возможность сделать доброе дело». И я следую этому.

Поэтому я никогда не останавливаюсь перед трудностями. Мой принцип — не надо жаловаться, просто бери и делай!
Моя задача — сделать так, чтобы ребенок был на первом месте, а все остальное после него.
— Марина Глухова
Семья и бизнес
Я, конечно, могла бы рассказать, как все в моей жизни гладко и гармонично. Но, на самом деле, баланса между работой и семьей в моей жизни пока нет. Мне очень сложно принять свою женскую роль. Я до сих пор официально не вышла замуж, хотя у меня есть ребенок и его отец, который во всем помогает и мне, и ребенку. И он тоже не до конца понимает, почему я так и не решилась на замужество (улыбается — прим. редакции). Я чувствую в себе внутренний бунт, что я столько всего еще хочу сделать, что я принадлежу миру и не понимаю, как я могу принадлежать кому-то одному. И я не считаю, что стоит делать что-то только из тех соображений, что так принято. Я живу так, как мне нравится, и могу сказать, что я действительно счастливая женщина и мать.

Я очень много работаю, даже в роддоме сделала в буфете свой кабинет. Ночью созванивалась с коллегами по скайпу и решала рабочие вопросы. Моему малышу сейчас 4 месяца. И, наверное, я еще даже не сбавила обороты. Когда я на работе, малыш находится с бабушкой, иногда я беру его с собой на встречи. Но чувствую, что это немного неправильно, что надо попробовать организовать все по-другому.

Моя задача — сделать так, чтобы ребенок был на первом месте, а все остальное после него. Я хочу, чтобы мы были с ним в команде и вместе решали, что я буду делать сейчас. Это супер-фильтр: зачем я должна ехать на встречу, если это не какая-то big idea или супер-заработок, и я могу провести это время с ребенком. Когда есть бабушка, ты в любой момент можешь сорваться по любому делу, ты не расставляешь приоритеты. Сейчас я хочу максимально отсечь все ненужное. Если ребенка не с кем оставить, ты начинаешь много анализировать: а надо ли тебе это на самом деле. Вообще, с рождением ребенка в тебе очень многое меняется.
Роль руководителя
Раньше я была очень жестким руководителем: против отпусков, никаких телефонных разговоров на работе. Это была настоящая диктатура. Никакого права на ошибку людям я не давала. Не наказывала финансово, но лишала их классных проектов, если они что-то сделали не так. Это было моральное давление. Но в какой-то момент я поняла, что это вообще неправильно. Сейчас я слушаю людей, принимаю их, понимаю, что многие из них в чем-то даже большие профессионалы, чем я. И они могут научить меня многому. Я стала спокойнее, сдержаннее. Наверное, это приходит с годами.

Я очень благодарна своей команде, что они работают именно со мной. Они все могли бы работать, где угодно: в Лондоне, в Америке, но остаются здесь. И я очень ценю то, что они разделяют мои ценности и идеи. Нами движет общая идеология.
Советы бизнес-леди
Чтобы строить успешную карьеру, прежде всего нужно быть честным с собой. И ответить себе на вопросы: «Чего я хочу? Для чего мне это нужно?» Когда вы определите свой вектор, можно уже наметить план и двигаться согласно ему, смело и решительно.
Рекомендую прочитать
Мари Кондо «Магическая уборка».
Японское искусство наведения порядка дома и в жизни.

Это удивительная книга, которую мне подарила моя очень хорошая подруга. Сейчас я погружена в философию этой книги, так как порядок в голове, чистота мыслей начинается с порядка вокруг.
Как вам история чудесной Марины?
Благодарим за проведенное интервью Марию овсеец,
ЗА ФОТОГРАФИИ — Инну птицыну.
Все материалы спецпоректа
«50 историй успеха бизнес-леди»