Открыта регистрация на новый курс «Путь мечты»
Close
 
Личный опыт

Как привести свою жизнь
в порядок и успевать все

Инструкция по самоорганизации от Елены Чазовой

Текст: Елена Чазова, основатель кулинарного сервиса «Ужин Дома»
Фото: из личного архива Елены Чазовой
Вы когда-нибудь замечали, что есть люди, которые рады каждому новому дню? Они всегда бодры, веселы и активны. Они сидят с прямой спиной и никогда не жалуются, что ничего не успевают. Как им это удается?

Самоорганизация, расписание, режим. Три столпа, на которых держится свобода успешного человека и отличное самочувствие. Подружиться с ними нетрудно, достаточно просто впустить их в свою жизнь.
Подготовительный этап
1. Задайте себе вопрос: готов ли я получать удовольствие от жизни?

Стоп! Не спешите соглашаться. Вопрос с подвохом. Если 90% ваших речей и мыслей уходит на нытье, самобичевание и рефлексию — вы не готовы. Есть люди, которым нравится ныть. Сама была такой долгие годы. Это уже проблема из области психоанализа. Тоже решаемая.

Читать Эрика Берна «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди». На то, чтобы решить эту проблему, вам может понадобиться около года, а то и больше. Придется копнуть в себя поглубже.
А вот когда вы начнете злостно пинать углы неприбранной квартиры, остервенеете от этой не отступающей жалости к себе, штурмом возьмете кипу заждавшихся дел — счастье уже будет стоять на пороге, останется только впустить.
2. Порядок начинается с чистоты

Для многих счастье и порядок в жизни — как безответная любовь. Представьте, они вас услышали. Стоят на пороге, стучатся. И так страшно впустить! Что делать? Подготовиться. Не дай бог спугнуть их своим нечесаным, неумытым видом и грязной квартирой.

Сделайте генеральную уборку. Не как обычно, а настоящую. Выбросите к чертям все, что напоминает о прошлом. Всю старую одежду, всю. Нерабочую технику, неизвестные пульты, инструкции, исписанные блокноты, дневники и все, что захламляет полки квартиры и памяти. Если вы не прикасались к этой вещи дольше года — в мусор. Прикасались, но она всегда вас раздражала — в мусор!
Также поступите с кухней. Все неиспользуемые крупы, специи трехлетней давности, вскрытые дрожжи, заветренные масла, недоеденные конфеты. Войдем же в новую жизнь голодными и раздетыми.

Прибрали жилище? Приведите в порядок себя. Только кажется, что новое платье некуда носить. Сначала купите, а повод найдется. Стрижка, макияж и новый гардероб — самый простой и безболезненный способ начать менять свою жизнь.
Генеральная уборка в голове. Разложите свои желания и мысли по полочкам. Расчертите лист бумаги на столбики. Опишите, что в себе любите, а что хотите изменить. Что вам нравится делать, а что хотите делегировать. Теперь выберите подходящую книжку или мантру о том, как полюбить себя. Это сложнее, чем кажется, — искренне признаться себе в любви. Но это необходимо. Я — самый близкий себе человек. Такого как я никогда не было, нет и не будет на свете. Я допускаю ошибки, и это нормально. Я не всегда понимаю себя, и это нормально. Я хочу быть счастливым, и это важный повод себя полюбить.
3. Придется заняться спортом

И не игнорируйте этот абзац. Для чего нужен спорт на пути к самоорганизации?

Спорт — это дисциплина. Это выход из зоны комфорта. Это точки отсчета в вашем расписании. И, наконец, сила духа. Вам же хочется быть сильнее и увереннее в себе?

Спорт — это не обязательно тренажерный зал. Любая физическая активность — ваш вклад в себя.
Поднимайтесь по лестнице пешком. До 5 этажа можно дойти быстрее, чем приедет лифт. Даже не запыхавшись.

Ходите пешком по улице. Даже 15 минут прогулки в день полезны для тела и ума.

Выберите подходящие занятия. Йога, танцы, теннис, плавание, фехтование, аэробика, бег, игры с мячом и ближайший к дому тренажерный зал. Найдите то, что вам по душе.

Воздух! Дышите воздухом. Открывайте окна 2 раза в день. Даже зимой, даже в минус 20. За 5 минут проветривания льдом квартира не покроется.

Кладите мокрое полотенце на батареи. Делайте жар послабее. Ходите босиком по дому. Остудите жилище до +22, постепенно. Вылезайте из панциря и чувствуйте жизнь босыми пятками. Она так свежа и хороша!

Режим дня
Вставайте и ложитесь в одно и то же время. Даже на выходных. Через 2 недели вы начнете просыпаться без будильника и в прекрасном настроении. Для трудоголика самая сложная задача не проснуться утром, а оставить дела и уснуть ночью.

Я ложусь в 1-1:30 ночи и встаю в 8-8:30. Мой муж ложится в 12 ночи и встает в 7. Но для нас обоих 7 часов сна — оптимальное время, чтобы восполнить силы.

Каждый сам решает, сова он или жаворонок. Вы можете подстроить свои внутренние часы под любой график. Однако не забывайте, что человеку нужен дневной солнечный свет. Без него вы теряете энергию.
Долгосрочные цели.
Расписание на год
Снова чертим таблицу, лучшего всего в экселе. Она должна всегда быть под рукой и корректироваться в течение года.

Напишите, чего вы хотите достичь и сделать в этом году. Конкретно. Вместо «Увеличить продажи» — сумму выручки за период, к которой будете стремиться.

Вместо «стать профессионалом в своем деле» — действия, посредством которых вы этого достигнете (пройти обучение и получить диплом специалиста, провести обучающий вебинар для начинающих специалистов, войти в топ-лист специалистов, принять участие в профессиональном конкурсе и тд.)
Я делю таблицу на 3 категории целей:
Рабочие; Профессиональные; Личные. В этих категориях должен быть баланс.

Посвятите таблице столько времени, сколько потребуется — неделю или больше. Никто не подберет за вас курсы, занятия, встречи и развлечения. Придумайте, найдите или создайте события, которые можно вписать в план на год.

Эти события станут для вас отправными точками, маяками или же наградой за пройденный период. С планом на год вы научитесь чувствовать и считать свое время.
Расписание недели.
Отправные точки
Почему вы ничего не успеваете? Неправильное распределение времени, нехватка сил и энергии, а еще — пробелы в расписании. Они приводят к прокрастинации. После этих пробелов трудно включиться обратно в работу и день улетает в трубу.

Чтобы успевать больше, нагрузите себя побольше. Займите свободные часы в течение недели регулярными личными делами. Например, спорт или иностранные языки.

Занятия утром до работы дисциплинируют к ранним подъемам. Вечером — мотивируют не засиживаться и сдавать работу вовремя. Занятия в середине дня — идеальная разрядка.

Занимайтесь 2-3 раза в неделю. В начале и в конце. Со сменой обстановки ваш день станет длиннее, а время ценнее. И не сомневайтесь. Даже у самого занятого человека в мире есть 2 часа в неделю на спорт и на себя. Главное условие — занятия должны быть регулярными и приносить удовольствие.
Расписание дня.
Куда уходит ваше время?
Что вы делаете в первые 10 минут после того, как пришли на работу?

Варианты ответов:
— иду за чаем;
— проверяю почту;
— спрашиваю у коллег, как дела.

И вот уже первые 30 минут потеряны.
Глеб Архангельский
«Тайм-драйв: Как успевать жить и работать».

Рекомендации из этой книги помогут вам проанализировать, куда уходит время.
5 лайфхаков,
как сэкономить время
1. Планируйте день заранее. Ставьте адекватные цели. Трудоемкие задачи решайте в первую половину дня. Если не можете решить задачу, вернитесь к ней через пару часов. Это лучше, чем тратить на нее весь день.

2. Легкие задачи решайте друг за другом. И быстро. По возможности делегируйте те задачи, с которыми могут справиться другие.

3. Для любых переговоров устанавливать таймер. Не задерживайте беседу, если ваше время вышло.

4. Используйте по максимуму любое время ожидания. Решайте личные вопросы, находясь в пути. Многие задачи можно сделать с помощью смартфона.

5. В начале пути вам поможет жесткое расписание и таймер к каждой задаче.
10:00-10:30 Собеседование со стажером

10:30-10:45 Ответить на письма

10:45-11:30 Провести планерку

11:30-12:30 Проверить документы и т.д.
Если вы потратили лишние 15 минут на планерке, значит, с документами нужно справиться быстрее, чтобы остальное расписание не сместилось.

Не удивляйтесь, если не успеете выполнить все рабочие задачи на день, когда в сумме они превышают 8 часов. Для длительной концентрации нужны особые навыки. И в первую очередь — умение расслабляться.
Почему важно отдыхать
Вы не забыли вписать в свои цели на год незабываемый отпуск?

Было время, когда я не могла позволить не то что поездки, а даже ни одного выходного дня. Сейчас понимаю, что заблуждалась. У меня было достаточно свободного времени, но не было сил и умения правильно им распоряжаться. Получался замкнутый круг. В итоге к началу высокого сезона в работе я истощилась настолько, что была близка к нервному срыву. Надо ли говорить, что моя работа уже не была эффективной и начала меня раздражать?

Каждому человеку нужен отдых. Классический график 5/2 — не просто традиция, а действительно оптимальный вариант для баланса в работе и личной жизни. Если вы не можете позволить себе 2 выходных в неделю, отдыхайте по 2 часа в день после работы. Условие — займите эти часы правильно!

Что такое правильный отдых?

1. Здоровый сон
2. Физическая активность
3. Смена обстановки
4. Смена вида деятельности
Руководителю необходимо формировать свое расписание так, чтобы в выходной день не отвечать на вопросы сотрудников.

Трудоголик может посвятить выходной день решению творческих задач в работе. Обдумайте новую маркетинговую акцию, посмотрите обучающий вебинар, напишите речь для будущей конференции. Главное, чтобы эти вопросы отличались от ежедневных и принесли вам удовлетворение в конце дня.

1. Завершив работу, не сидите в интернете.
Мозгу нужна смена задач.

2. Не спите по 12 часов.
Лучше прогуляйтесь по улице. Мозгу нужно насытиться кислородом.

3. Не тратьте выходной на компьютерные игры.
Лучше включите x-box и потанцуйте. Телу нужна разрядка.

4. В отпуске спите и ешьте как обычно.
Посещайте новые места и получайте новые эмоции. Не превращайте это время в праздник чревоугодия и лени.

Все эти рекомендации только кажутся жесткими ограничениями. На самом деле, жить по расписанию гораздо проще, чем без него. Карта ваших возможностей расширится, настроение поднимется, и всё наладится. Стоит только захотеть.
Чтение для начинающих
Обсуждение