Открыта регистрация на новый курс «Путь мечты»
Close
 
SMM

Как сделать Instagram продающим
Основатели The Chayka Shop о своем опыте ведения аккаунта

Текст: Татьяна Благовидова, автор и редактор Womenbz.ru
Елена Сахарова и Юлия Карташова — основатели косметического бренда The Chayka Shop, сумевшие создать стиль в каждой детали своей продукции: от необычной формы мыла и его уникальной упаковки до странички в Instagram — яркой, эстетичной, выдержанной, продающей. На вебинаре в рамках курса InstaWomen они рассказали о работе над аккаунтом. Мы собрали все знания в одну статью.
Создание бренда
Юлия: История началась с того, что мы нашли себя в профессиональной нише: я — как фотограф, а Лена — как дизайнер. Мы получили максимум от наших профессий и хотели найти что-то новое. То, что поможет самовыразиться. И такое, чтобы мы могли это сотворить и потрогать своими руками. Так выбор пал на мыло.


Елена:
Можно подумать, что у нас косметический магазин. Но это не совсем так. Наша цель — не мыло, как таковое, а другой подход к продукту. Мыло варят очень многие, и сейчас оно уже всем надоело. Мы решили вдохнуть в эту историю новую жизнь. Так как это мыло создается из натуральных компонентов, его покупают, в основном, женщины для семьи и своих детей. А мы хотели сделать его ярким и модным. Чтобы его приобретали молодые, творческие люди.

Стартовали мы по-простому: взяли существующий тогда тренд на крафт. Готовили мыло, заворачивали его в крафтовую бумагу, снимали на «деревянных фонах» и так далее. Но мы поняли, что идем не туда. По сути, в этом не было нашего самовыражения: мы взяли тренд, который работает, и попытались работать в нем. И мы решили мыслить глубже. Первое, что поняли: у яркого мыла должна быть достойная упаковка. Если мы хотим сделать вещь ценной, она должна быть упакована хорошо. Так и появились наши коробочки.
Затем начали искать уникальную форму для мыла. Раз наша целевая аудитория — люди творческих профессий, мы решили искать вдохновение в художественных школах. И поняли: обрубовка по Гудону — то, что нам нужно! Это гипсовая голова, как будто «вырубленная». По ней художники учатся рисовать, и для них она действительно узнаваема. Мы разработали 3D-форму, распечатали ее на 3D-принтере, залили силиконом. В эту форму мы и заливаем мыло. Сегодня многие знают наш бренд именно по этой форме мыла.


Юлия: Забавно получилось, что когда мы сделали форму, в то же время начался какой-то ажиотаж с обрубовкой по Гудону. Стали всюду появляться фотографии, арт-объекты. Мы поняли, что попали прямо в тренд.
Как попасть в тренд
Елена: Когда у вас появляется продукт, нужно определиться, в каком стиле вы будете его подавать. Поэтому первое — нужно сделать мониторинг визуальных трендов. Искать нужно именно тренд, а не мейнстрим. Чтобы понять, чем они отличаются, достаточно представить кривую, как волна, с пиковой точкой наверху: какое-то новое явление начинается с нулевой оси координат и, набирая популярность, движется наверх. Когда оно только приближается к пику, то это тренд. А когда оно уже на пике, то не трудно догадаться, что дальше оно пойдет на спад и превратится в мейнстрим.

Листая ленту Instagram, вы можете найти и тренд, и мейнстрим. Если какая-то тенденция занимает, допустим, 20% от общего контента, значит, это еще не мейнстрим и в этом направлении можно работать. Тренды складываются из макротрендов — из каких-то наболевших вопросов, которые есть в данный момент в обществе.


Юлия: Да, например, приближается мода на яркий цвет. Потому что сейчас в принципе есть мода на творческих людей, на то, чтобы быть ярким. Так что мы тоже используем цветные тона.
Елена: Но есть важный момент. Мы поняли, что если брать тренд в чистом виде, то велика вероятность быстро оказаться на обочине мейнстрима. Но если вы начинаете миксовать, добавлять еще детали, то вы сможете плавно перейти от одного тренда в другой, когда будет смена. Так вы не потеряете свою аудиторию, которая уже привыкла к старому образу.


Юлия: Главное понимать, что тренд и стиль — разные вещи. Когда меняется тренд, мы меняемся вслед за ним. Но стиль остается наш. Вот мне очень нравится Instagram бренда вина Вдова Клико. Если его пролистать от самого начала до наших дней, можно проследить, как менялись тренды и как бренд работал с ними, не меняя своей философии.
Как визуальное оформление Instagram помогает продавать
Елена: Визуал — это, безусловно, движущая сила. Сейчас людям уже скучно смотреть на интернет-магазины, где товар подан на белом фоне. Они не ассоциируют товар с собой. Дело в том, что сейчас все продается через «лайфстайл»: человек покупает не продукт, а образ жизни, который несет этот продукт. Даже Tiffany стали фотографировать украшения на фонах, разнообразили свой сайт. У нас то же самое: наш посыл в том, что ты можешь какую-то обыденную вещь сделать индивидуальной, дизайнерской.
Юлия: Благодаря нашей картинке мы выделяемся. На нас смотрят, про нас пишут СМИ. Мы делаем что-то броское. Понятно, что идеи креативных фотографий приходят только с опытом. И после очень многих проб. Это выглядит так: снимаешь сначала мыло просто на фоне. Прикладываешь к нему веточку. Потом другую. Потом второе мыло. Постепенно будут приходить идеи. Так же, как когда учишься рисовать. Раз за разом придумываешь и осваиваешь новые детали.


Елена: В неделю мы выкладываем примерно три-четыре фотографии. Из них одна-две публикации имеют продающий посыл. Они направляют прямиком в наш интернет-магазин. Если нас спрашивают, сколько стоит, то мы отвечаем открыто, в комментариях. Не понимаем продавцов, которые цену называют только в личном сообщении. Это же очень неудобно для клиента. А мы в первую очередь думаем о человеке.


Юлия: Кроме этого, есть такое правило: у любого Instagram должен быть план публикаций. Например, близится какой-то праздник. Мы составляем план постов на предпраздничную неделю, на сам праздник и на следующую неделю — для тех, кто не успел купить подарок раньше и ищет его сейчас. Составляя план, примерно понимаем, что хотим отснять, продумываем реквизит. Невозможно снимать наугад, без плана. Это будут разовые фотографии. А с планом вы сможете даже при наличии всего нескольких единиц товара делать множество разнообразных, интересных фотографий.
Техника съемки

Юлия:
Все снимаем на предметном столе. Одно время фотографировали только по ночам со вспышкой. Сейчас у нас есть софтбокс, но все равно мы чаще снимаем, используя именно вспышку. Она позволяет получить практически бестеневые картинки, как в нашем стиле.


Галия Бердникова, основатель Womenbz.ru: Это фишка девочек — из-за отсутствия тени кажется, что картинка сделана в фотошопе с наложенными друг на друга слоями. Такого эффекта они добиваются за счет прямой вспышки — обычной вспышки, которая есть у каждого из вас. Нужно просто взять цветной фон, камеру со вспышкой и сделать кадр ночью.

Софтбокс — это большой осветительный прибор, который дает мягкий свет: внутри у него находится жесткий источник света, а снаружи — пленочка, которая рассеивает свет. Альтернатива софтбоксу в домашних условиях — окно, зашторенное чуть более плотным тюлем.
Как ставить задачу
стороннему фотографу
Юлия: Если вы снимаете свой продукт не сами, а привлекаете фотографа, то главное — ответственно подойти к его выбору. Нужно обязательно посмотреть его портфолио и найти в портфолио то, что вы хотите получить в итоге. Приглашать необходимо узкоспециализированного специалиста, потому как человек, который хорошо фотографирует интерьер, не снимет хорошо портрет, а человек, который хорошо фотографирует еду, не снимет хорошо интерьер.

Чтобы фотограф понял, что вы хотите получить от съемки, ему необходимы референсы и мудборды. Мудборды — это такая сборка (как вариант, на пробковой доске или на электронных площадках) из картинок, фотографий, деталей. И даже музыки, если ее можно вставить в мудборд. Референсы — это примеры. Какие-то чужие снимки. Референсы бывают идейные, на которых фотограф может представить концепт и идею будущей картинки, и композиционные, где показано, как вы хотите расположить объекты в кадре.
Как написать текст для Instagram
Елена: Сначала тексты были для нас огромной проблемой. Сейчас они уже не вызывают таких мучений. Главное — понять, с какой тональностью и настроением хотите общаться с аудиторией. Вот нам одно время нравились тексты из Instagram киевского шоурума Oh My Look! Они всегда использовали модные интересные словечки, и мы думали, может, нам тоже так попробовать.

Потом нравился Никита Грузовик — его тексты саркастичные, и нам хотелось так же заигрывать с читателями. Но поняли, что все это не наше. Потому что когда пытаешься копировать чей-то стиль, то это как раз становится мучением. А когда пишешь от себя и сам пытаешься шутить, то получается хорошо.
Как развить эстетический вкус
Елена: Можно следить за кем-то, кто вдохновляет. Нам нравится Leta Sobierajski — уже года 4 смотрим на ее творчество. Но не с целью копирования.


Юлия: Если за кем-то следить, нужно найти сложные аккаунты. Это должны быть профили, где ты чуть-чуть не догоняешь. Чтобы было, чему учиться. Вроде страничек иностранных музеев современного искусства.


Елена: Очень рабочий прием, чтобы развить эстетический вкус, — собирать ассоциативные мудборды. Благодаря этому методу можно научиться видеть стиль во всем. Допустим, слушая какую-то музыку, отмечайте для себя, какие эмоции она у вас вызывает, и попробуйте собрать в одном мудборде детали, которые связаны с этими эмоциями. Или если есть какая-то личность, которая вам нравится, — подумайте, с какими цветами, зданиями или предметами она у вас ассоциируется, соберите свою «доску». Всегда себя можно тренировать таким методом. Проводить ассоциацию. Пусть это кажется несопоставимым, но это ваше внутреннее переживание. Развивайте ассоциативный уровень, и появится визуальный.
Юлия: В Instagram сейчас удобно: можно сохранять то, что тебе нравится. Мы оставляем там и идейные, и композиционные примеры красивых картинок. Покупаем разные журналы. Любим Bazaar Art. Он редко выходит, но там есть, что посмотреть. И журнал PORT с точки зрения визуала хорош. Вдохновение для продукта или бизнеса можно найти везде: ходить по музеям, в кино, общаться.

_____________________________

Под постами в ленте Instagram теперь отображается значок закладки. Если на него нажать, то пост сохранится и его впоследствии можно будет найти в специальной вкладке, которая появилась в профилях.
_____________________________
Елена: Анализировать. Свой день. Свои поступки.

Галия Бердникова, основатель Womenbz.ru: Каждому из нас нужно воспитывать эстетический вкус, понимание визуала, трендов. Всегда здорово посмотреть на голову выше, на людей, которые делают круто. Вы смотрите и понимаете: да, мы пока не там, но теперь видим, куда расти, и мы шаг за шагом будем двигаться.

Когда я начинала фотографировать, то свадебные снимки выглядели так: молодоженов приводили в студию, делали портрет на сером тканевом фоне, который затем вставлялся в рамочку. По крайней мере, так было в Казани. Тогда несколько фотографов решили пойти дальше, начать развиваться. Я стала смотреть на работы европейских и американских специалистов, покупала иностранные журналы, посещала мастер-классы, в том числе нью-йоркского фотографа Эмина Кулиева. Моей задачей даже в тот момент было увидеть больше крутых ребят, у которых есть, чему поучиться, развивать эстетический вкус. В то время, выйдя на рынок другой фотографии (нас было 2-3 человека), мы смогли стоить в 2-3 раза дороже.
Здесь похожий момент. Сейчас большая конкуренция в Instagram, много однотипных продуктов. И непонятно, почему стоит покупать у того, а не у другого. Если вы не будете работать над визуальной составляющей, стилистикой, то останетесь одним из многих. И придется только надеяться, что клиент по какой-то причине купит у вас, а не у одного из десятка таких же компаний. Но ваш Instagram может быть интереснее, красивее. И неважно, какой продукт, если вы внедряете свой стиль, свои идеи, развиваете свой вкус, визуальную подачу. Профиль The Chayka Shop заточен. И люди визуально цепляются за него. Может, они и не смотрят, из чего сделано мыло. Важно, что они могут это стильное мыло поставить себе в ванную.
Обсуждение