Личный опыт

Как издать свою книгу

Кому и зачем писать книгу, как заинтересовать издательство

Автор: Мария Овсеец, журналист womenbz.ru
Кому и зачем стоит писать книгу, можно ли на этом заработать и как сделать так, чтобы издательство заинтересовалось вашей рукописью. Говорим исключительно о деловой литературе и книгах о саморазвитии. Художественная литература — совсем другая история.
Зачем писать книгу?
Вы наверняка заметили, что о некоторых предпринимателях и специалистах говорят чаще, чем о других. Интервью, комментарии в качестве экспертов, телеэфиры. Кто-то скажет:«Повезло». Но скорее всего, человек занимается своим персональным брендом.

Инструментов для его построения немало: соцсети, отраслевые мероприятия, ведение блога, публикации в СМИ. В этот перечень попадает и написание книги. Согласитесь, человек, который издал книгу, автоматически становится в наших глазах экспертом.
Екатерина Кононова
Основатель брендингового агентства BAKE Pro
«Книга — отличный способ заявить о себе, а также хорошая возможность структурировать то, что есть в вашей голове, «разложить все по полочкам». Писать книгу стоит, если вы своим личным примером сможете побудить человека к действию — к улучшению жизни например, или дать ему ценные знания в той области, в которой являетесь профессионалом».

Неважно, кто вы — психолог, художник, косметолог или предприниматель. Если вы обладаете ценным багажом знаний, вы можете написать книгу.

Вот лишь несколько примеров:

Натали Ратковски — художник-иллюстратор, дизайнер, автор книг «Рисуй каждый день», «Разреши себе творить», «Профессия — иллюстратор».

Максим Ильяхов — редактор Дизайн-бюро Артема Горбунова, создатель сервиса «Главред», автор книги «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст».

Александр Левитас — консультант по маркетингу, бизнес-тренер, автор книг «Экспресс-маркетинг», «Больше денег от вашего бизнеса».

Максим Батырев — известный российский менеджер, автор книги «45 татуировок менеджера», «Согласовано»!
Как издать книгу
Самостоятельно
Нужна рукопись, типография и деньги. Все затраты в этом случае ложатся на вас: редактура, дизайн обложки, верстка, печать. Распространением и продажей тиража тоже придется заняться самостоятельно.
Любовь Богданова
Руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, автор книги «Осознанное дыхание — ключ к вашей жизни»
«Если у человека есть четкая цель, для чего ему нужна бумажная книга, то вопрос с распространением будет довольно ясным. Я писала книгу для тех, кто приходит учиться в нашу школу — понятно, что и распространять ее я буду через этих людей.

Если автор рассчитывает продавать книгу через книжные магазины, советую заранее узнать их отношение к этому, чтобы не было разочарований. Обычно крупные организации не любят связываться с «одиночками» (одной товарной позицией) и могут просто отказать. Еще может потребоваться регистрация предпринимательской деятельности.

Складские площади у магазинов ограниченны. У вас примут на реализацию 5 экземпляров, а за месяц продадут 2 или 3. Чтобы продать много книг, придется найти дюжину, если не больше магазинов, и следить за «движением товаров». И отдельно с бухгалтериями решать вопрос получения денег. В общем, «книжная торговля» — это отдельный бизнес, и, если вы в него ввязываетесь, придется погружаться в дело полностью».
На издание книги может уйти в среднем от полугода до года, в зависимости от сложности книги и готовности/возможности автора регулярно быть в контакте с издательством.
Через специальные сервисы
Например, Ridero. Это цифровая платформа для самостоятельного издания книг без посредников. Позволяет авторам любых жанров за несколько минут бесплатно превратить текстовый файл (например, в формате doc) в сверстанную электронную или бумажную книгу и разместить ее в книжных интернет-магазинах (при условии, что книга пройдет модерацию, этот процесс занимает в среднем 5 дней). Ridero совместно с интернет-магазином Ozon обеспечивает распространение бумажных книг от 1 экземпляра без предварительной печати тиража.

Платить на начальном этапе ничего не придется. Ridero получает комиссионные с продажи каждого экземпляра вашей книги: из цены вычитается комиссия магазинов, стоимость печати (в случае с бумажными экземплярами), из остатка автор получает 80%, Ridero — 20%.

Сервис также предлагает платные услуги: продвижение, создание буктрейлера, корректура, дизайн обложки и т.д.
Через издательство
У издательств есть собственный канал распространения, рекламные компании и большая аудитория. О вашей книге узнает много людей. Над ней будет трудиться большая команда: редактор, корректор, верстальщик и т.д. Люди, которые знают, как сделать вашу книгу лучше. На издание книги может уйти в среднем от полугода до года, в зависимости от сложности книги и готовности/возможности автора регулярно быть в контакте с издательством.

В первую очередь стоит обращаться в издательства, которые специализируются на издании «полезных» книг. На сайте каждого из них есть форма, через которую вы можете обратиться, если хотите выпустить книгу:

Альпина Паблишер;
Манн, Иванов и Фербер (МИФ);
«Питер».
Когда обращаться в издательство
Ирина Гусинская
Заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер»
«В идеале – когда есть продуманная до мелочей концепция и пара глав. В случае заинтересованности издатель успеет скорректировать направление. Или же, совершив круг почета по электронным ящикам издательств, автор что-то для себя поймет. Это не универсальная рекомендация, но мое личное мнение, основанное на многолетнем опыте работы с нехудожественной литературой».
Как найти издательство
Вера Малышкина
Руководитель редакции популярной литературы издательского дома «Питер»
«Зайдите в книжный магазин, найдите книги, наиболее подходящие к вам по тематике (заодно и увидите, сколько их на самом деле). Затем посмотрите, кто издает, и найдите издательство в Интернете. Обычно, если издательства заинтересованы в сотрудничестве с авторами со стороны, на сайте есть специальная форма, которую можно заполнить и отправить.

Такую форму — план-проспект можно скачать на нашем сайте. Она очень удобна. План-проспект можно использовать для образца. Лучше, после отправки заявки найти телефон человека, заведующего тем или иным направлением, и позвонить ему, это обратит на вас внимание.

Если вы начнете раскручивать свой текст в виде электронной книги или блога в Интернете и завоюете популярность, издательство найдет вас само».
Писать ради денег в России — задача не из легких.
— Ирина Гусинская
Шанс попасть в издательство
Ирина Гусинская
Заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер»
«Мы оцениваем тему и основную идею книги, ценность контента, авторский стиль, ситуацию по теме на рынке, бюджет проекта, что зависит от сложности подготовки, смотрим, кто автор. Это очень индивидуальный процесс. В целом книга должна нам нравиться. Автор «Альпины» — это умный, разбирающийся в своей тематической области профессионал, который умеет складывать слова в предложения, а предложения в абзацы таким образом, что по прочтении его книги читатель обогатится новыми знаниями, вдохновится на свершения и отправится делать себя и мир лучше.

В неделю приходит 20—25 заявок через форму на сайте или писем от потенциальных авторов напрямую, значит, в месяц до 100, в год более 1 000. В 2015-м мы издали рекордное количество «самотечных» авторов — 9 книг. В среднем обычно не более 5».
Можно ли заработать денег на книге
Ирина Гусинская
Заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер»
«Писать ради денег в России — задача не из легких. Мы обычно работаем с автором без аванса и по схеме роялти — процентов от продажи экземпляров книги. Стандартная ставка роялти: 10% от оптовой цены бумажной книги, 25% от чистой выручки по электронной. Рекомендованная розничная цена (та, которую вы должны видеть в магазине, если он прислушается к мнению издательства) обычно превышает оптовую более чем вдвое. То есть, если на полке магазина книга стоит 790 рублей, то автору мы будем считать роялти от 324 рублей. В последние годы первый тираж обычно не превышает 2 000 экземпляров».
Опыт авторов
Руслан Галка
Начальник отдела продаж и маркетинга Parallels, автор книги «Маркетинг Girl»
«Я писал книгу в свободное от работы время, иногда на выходных. Писать каждый день, к сожалению, не получалось. Всего на работу ушло 2 года. После того как книга была готова, я прочитал множество советов, как издать ее. Один из них гласил: если ваша книга подходит под какую-то серию издательства, порекомендуйте ее именно им.

В 2014 году серия бизнес-романов была только у «МИФа», но на мое предложение оперативно ответили отказом, пояснив, что бизнес-романы у них продаются хуже всего. Немного расстроившись, я составил список всех издательств деловой литературы в России и стал отправлять им запросы на публикацию книги. На поиск издательств и контактов, заполнение различных форм на сайтах и выполнение требований по сдаче рукописи ушла пара месяцев. Большинство запросов так и осталось без ответа.

Несколько издательств предложило издать книгу за мой счет, это при том, что рукопись книги никто не запрашивал и не читал. Один редактор прямо написал, что был бы я известным блогером (с десятками тысяч подписчиков) или медийной личностью, то они готовы печатать даже фотографии моих домашних животных или рецепты мамы.

Издательства боятся брать на себя риск, издавая неизвестного автора, а тут был двойной риск — неизвестный автор и редкий жанр на стыке бизнес- и художественной литературы.
Заработать на бизнес-литературе можно, только если у вас серия книг либо вы используете книгу для самопродвижения.
— Руслан Галка
В итоге, когда я уже был готов выложить книгу бесплатно на своем сайте, вспомнил, что мне не пришел ответ от издательства «Эксмо», хотя у них на сайте написано, что они отвечают в течение месяца. Я позвонил им, чтобы уточнить судьбу своей рукописи. Оказалось, редактор ее не видела и попросила выслать повторно.

Через несколько месяцев редактор ответила, что книга ей понравилась и она будет разговаривать с руководством насчет ее издания. Спустя несколько месяцев получил очередной отказ: издательство не знало, как продвигать на рынке бизнес-роман.

Поскольку я — профессиональный маркетолог, то решил подготовить план продвижения книги самостоятельно. Сделал и отправил его редактору. Спустя два «Эксмо» согласилось издать мою книгу.

В рукопись было внесено немного правок. Примерно полгода ушло на подготовку макета, согласование обложки и печать книги. Название книги «Маркетинг Girl» тоже предложило издательство, изначально я просто назвал рукопись «Маркетинговый роман».

Тираж книги — 3 000 экземпляров. Большая часть распродалась. Книга была бестселлером на ozon.ru и litres.ru. На сайте электронной библиотеки Mybook у нее больше 14 000 читателей. По моим расчетам книгу прочитало около 20 000 человек.

Я лично заработал на книге чуть меньше месячной зарплаты. Заработать на бизнес-литературе можно, только если у вас серия книг либо вы используете книгу для самопродвижения».
Ольга Павлова
Совладелец компании «Собака Павлова»,
автор книги «Как решать UX-задачи в ситуации незнания и самообмана»
«Издавали книгу своими силами. Производственный процесс в моем случае было легко воспроизвести силами сотрудников нашей компании: редактор, корректор, верстальщик — все эти специалисты у меня есть. На рисование обложки я потратила 10 минут. Услуги типографии недешевы, но и не разоряют — примерно 150 рублей за экземпляр получилось.

Около 1 000 читателей цифровой версии. Напечатали 100 экземпляров. 20 оставили в офисе, остальные за день распродали на двух конференциях. Продавали на доверии: положили стопки книг, повесили плакат «Бери сейчас — плати потом», в каждую книгу вложили инструкцию, как заплатить. Около 50% взявших заплатили (остальные халявщики, да и ладно). Тираж отбился. А цели заработать денег передо мной не стояло».
Совет напоследок...
Попробуйте найти раскрученного автора, чтобы написать книгу с ним в соавторстве
Вера Малышкина
Руководитель редакции популярной литературы издательского дома «Питер»
«Раскрученный автор, чье имя уже известно среди многих читателей (за счет собственных книг, тренингов и т.п.), зачастую готов сотрудничать с новичками в инфобизнесе. Причин несколько:

— минимум труда;
(основу книги пишет новичок, признанный автор добавляет всего несколько глав);
— размещение бесплатной рекламы на страницах книги.

Если вы хотите сделать себе имя, то стоит идти в известное издательство. У них хорошо обстоят дела с продажами. Центральные магазины крупных городов + выкладка. Есть несколько вариантов попасть в выкладку: встречи с автором или заплатить деньги.

И помните, что издательства всегда заинтересованы:
— в раскрученных авторах (показатель – количество ссылок в поисковых системах);
— в «горячих» темах».

Дерзайте!
Напишите ваш комментарий