Я могла бы, может быть, заработать в сто раз больше, если бы открыла магазин и продавала вещи. Но мне эта работа не интересна. И я не была бы так счастлива.
— Ирина Ерёмина

Город: Нижний Новгород
Возраст: 36 лет
Семейное положение: замужем, двое детей (13 и 5 лет)
В бизнесе: с 2013 года
Бизнес: центр образования за рубежом «Интер-Тур»
(Inter-Tour counseling agency)

Детали бизнеса:
— от 1 000 000 рублей (оборот в месяц)
— от 100 000 рублей (чистая прибыль в месяц )
— 100 000 рублей (инвестиции на старте)
— 4 сотрудника в штате
— срок окупаемости – 1 месяц
— маржинальность бизнеса 10-15%
— количество клиентов в месяц – 6 человек (в среднем)
Путь в бизнес
В образовательный туризм с нуля не ныряют. Нужен «багаж» в виде опыта и знаний. Я проработала 7 лет в компании, которая занимается обучением за рубежом. И в какой-то момент поняла, что в рамках этой организации мне некуда расти. К этому добавилось ещё и то, что после второго декрета я не хотела возвращаться к прежнему образу жизни.

Приходить с работы домой в девять вечера, когда тебя ждёт малыш — непозволительно. С первым ребёнком я уже почувствовала это на себе: забираешь сына вечером от бабушки, он уже сонный, уставший, а ещё уроки предстоит делать.

Но бросать свою профессию мне не хотелось. Путешествия, туризм, иностранные языки — это моя стихия. И я решила, что сферу менять не буду. Но работать теперь стану на себя.

Конечно, были сомнения. Тем более, это никогда не было целью моей жизни — иметь какой-то бизнес. Но когда встал вопрос об этом, меня сильно поддержал муж и родители. Они сказали: «Давай, вперёд, мы тебе поможем, у тебя всё получится».
О бизнесе
Мы помогаем людям получать образование за рубежом. Это может быть краткосрочная недельная программа или серьёзный академический план: от курса подготовки до поступления в зарубежный ВУЗ. На нас — подбор подходящей клиенту программы обучения, документальное сопровождение (от переписки с партнерами до оформления всех визовых формальностей). Ещё одно направление — организованные групповые поездки для подростков, в которых мы их сопровождаем. Наша задача — сделать так, чтобы юные клиенты на обратном пути мечтали вернуться и учиться исключительно в «Оксфорде» (улыбается — прим. автора).
Сфера оказалась чувствительной ко многому. Скачки курса валют, резкое сокращение полётной программы в авиакомпаниях (а некоторые вообще ушли с рынка). Всё это привело к падению продаж.
— Ирина Ерёмина
Старт бизнеса
Мне было важно заработать авторитет самостоятельного агента. Я принципиально отказалась от сотрудничества с партнёрами с предыдущего места работы. Поэтому пока искала помещение и оформляла необходимые документы, параллельно создавала собственную базу партнёров — зарубежных учебных заведений. На это ушло 4 месяца. В бизнес мы с партнёром вложили 100 000 рублей. Большая часть суммы ушла на обеспечительный платеж, первый месяц арендной платы и элементарное устройство рабочих мест (мебель, интернет, телефон). Офис у нас был самый простой. Без каких-то дизайнерских изысков.
Первые клиенты
К счастью, мы с легкостью набрали первую группу учеников. Активно распространяли предложения среди знакомых, друзей, а мой партнер — среди бывших учеников (репетиторство и многолетнее преподавание в школе). Первая группа (15 школьников) состояла из знакомых и знакомых знакомых.
Потребители склонны больше доверять мнению своих знакомых и друзей, чем рекламе. Согласитесь, мы и сами постоянно советуемся с друзьями, какие фильмы посмотреть, в какой ресторан пойти.
— Ирина Ерёмина
Первые проблемы
Сфера оказалась чувствительной ко многому. Скачки курса валют, резкое сокращение полётной программы в авиакомпаниях (а некоторые вообще ушли с рынка, например, лоукостер EasyJet с их привлекательными тарифами в Лондон). Всё это привело к падению продаж. Кроме того, нельзя отрицать влияние политической пропаганды в СМИ: многие клиенты всерьёз считают, что выезжать за рубеж и путешествовать опасно, и что им там не рады. Бывает очень сложно переубедить переживающего родителя. Но мы сами часто путешествуем и встречаемся лишь с бесконечным позитивом, и стараемся передать свои впечатления, чтобы клиент понял, что ничего страшного нет. Когда продажи упали, я поняла, что нам не хватает, а может быть изначально не хватало, специалиста в плане какого-то экономического образования, бизнес-планирования. Нужен был человек, который с более математическим складом ума всё-таки. Либо нужно было учиться самой. Потому что планирование в бизнесе — это, конечно, основа!
Иногда ты наизнанку вынуждена вывернуться, чтобы всё сделать для клиента. И это отнимает много энергии и сил.
— Ирина Ерёмина
Привлечение клиентов
Продвигать наш продукт сложно: во-первых, он не мало стоит, во-вторых, многие родители в принципе не знают о такой возможности. Случайно об этом услышав, удивляются: «А что? А как? А как ребенок один?» Поэтому не таргетированная реклама, вроде раздачи листовок всем подряд, для нас вообще не работает. Нужно просвещать массы, объяснять им, чем мы вообще занимаемся.

Самый эффективный канал продвижения для нас, как и на первоначальном этапе — «сарафанное радио», отзывы благодарных клиентов. Потребители склонны больше доверять мнению своих знакомых и друзей, чем рекламе. Согласитесь, мы и сами постоянно советуемся с друзьями, какие фильмы посмотреть, в какой ресторан пойти. А когда дело касается детей и их образования, без рекомендаций трудно обойтись.

У нас, как и во всех сферах, есть конкуренция. Но не было такого, чтобы люди, которые хоть раз доверили нам своего ребёнка, шли потом в другую фирму. Нас бережно передают из рук в руки. Если продукт и сервис хороший, то отчасти он будет продвигать себя сам. И в этом наше преимущество – у нас не поток клиентов, не чартерные самолеты. Все клиенты штучные, мы всех знаем лично и окружаем их заботой.

Был клиент, который хотел научиться фотографировать в Новой Зеландии, которая всем известна своими пейзажами классическими, много фильмов там было снято… Но мы на такую программу людей не отправляли до этого. И всё-таки клиенту не отказали: подобрали школу и отправили, и человек 24 недели учился фотографировать. И естественно он будет рассказывать о нас своим знакомым, потому что мы исполнили мечту всей его жизни.

Я думаю, для небольших компаний, не имеющих возможности вкладываться в рекламу, «сарафанное радио» — очень важный канал привлечения клиентов.

Со временем его, конечно, нужно усиливать. Если раньше круг общения людей ограничивался теми, с кем они виделись лично или общались по телефону, то с развитием социальных сетей, он стал намного шире. От простого поста в Facebook или Instagram можно получить новых клиентов, или наоборот потерять репутацию. Это нужно использовать.

Поэтому сейчас, когда у нас появилось достаточное количество средств, мы работаем над составлением долгосрочного маркетингового плана и, конечно, будем использовать людей и их отзывы.
Бизнес и семья
Моя работа не требует ежесекундного присутствия в офисе. Дела во многом ведутся в электронном виде: общение со школами, запрос и расчёт программ, поиск вариантов, переписка с партнерами.

Разница во времени между нами и Великобританией — три часа, с остальной Европой — два. И партнеры не начнут писать или звонить раньше 12-ти часов по нашему времени. Всё утро предоставлено мне. И я могу посвятить его семье.

Мне приходится много летать. Семья не возмущается таким командировочным графиком, так как на своё дело я «подсадила» всю семью. Муж теперь любит европейскую культуру, по возможности путешествует вместе со мной. В октябре в Дублине будет конференция, а до неё мы с мужем три дня проведём вместе. И в Лондоне мы несколько раз были. Как студента его вожу, всё показываю. Сын тоже иногда ездит в составе группы (со мной или без меня), образовывается. И дочка на подходе, начинает учить английский язык в свои 4 года. И уже спрашивает, когда мы в Лондон поедем.

Это приятный бонус от работы. Я счастлива, что могу детям всё это показать.
Энергия в бизнесе
Иногда ты наизнанку вынуждена вывернуться, чтобы всё сделать для клиента. И это отнимает много энергии и сил. Но перезарядка у меня происходит быстро, потому что дело своё я люблю.

Мне достаточно уделить немного времени себе: на полдня уехать из дома, попить кофе в атмосферном и уютном кафе или сделать какие-то процедуры ухаживающие или массаж. Это здорово заряжает. И помогает быть не только активной работающей женщиной, но и привлекательной.

Читаю книги. Люблю историческую литературу. Например, «Недобрая старая Англия» Кэтрин Коути — книжка, которая рассказывает о самых мрачных сторонах истории. Старые здания в Лондоне или гостиницы, которые переделаны из викторианских домов. Я вот теперь знаю, что на последнем этаже с маленькими окнами жила прислуга. Потом в ходе экскурсии эти знания пригождаются, чтобы детей заинтересовать. С одной стороны, я читаю книги, чтобы расслабиться, с другой — развиваюсь в своём деле.
Советы для бизнес-леди
Выбирайте дело, которое любите. Я могла бы, может быть, заработать в сто раз больше, если бы открыла магазин и продавала вещи. Но мне эта работа не интересна. И я не была бы так счастлива.

И отсюда вытекает второй совет. Общайтесь с близкими людьми и окружением, которое вас вдохновляет и поддерживает. Я знаю, что бы ни произошло в моём бизнесе, у меня есть опора в виде мужа. Это и моральная поддержка, и финансовая. Он сможет обеспечить нашу семью и один. Я очень благодарна ему, что ради семьи он так тяжело и много работает на совершенно неинтересной работе.

Женщинам я искренне желаю позволить себе заниматься делом, которое действительно их вдохновляет. Потому что от счастья и настроения женщины зависит окружающая обстановка и благополучие каждого в её семье.
Напишите ваш комментарий
Благодарим за проведенное интервью евгению яковлеву,
за фотографии — николая майорова.
Все материалы спецпоректа
«50 историй успеха бизнес-леди»