Мы знакомим вас с героинями, которые уже добились успеха в бизнесе. Рассказываем, как девушки пришли к открытию собственного дела, кто им помогал и как.

Текст: Мария Овсеец
Фото: Инна Птицына
Наташа Климчук
и Оля Морозова.

Бизнес двух девушек, основанный на дружбе
Я не верю в бизнес ради бизнеса. Всё, за что мы беремся с Наташей, начинаем делать не ради денег.
— Оля Морозова
Город: Москва
Бизнес: иллюстраторское агентство Bang! Bang!
и онлайн-школа дизайна и иллюстрации Bang! Bang! Education

Детали бизнеса:
– оборот: 2 000 000–3 000 000 рублей
– рентабельность: 20–30%
– количество сотрудников: 12 — в штате, 6 — частичная занятость
на постоянной основе, 150 — иллюстраторы на фрилансе.
Оля Морозова
Сооснователь, генеральный директор

Возраст:
35 лет
Семейное положение: не замужем,
щенок Фрэнсис, 6 месяцев
Наташа Климчук
Сооснователь, креативный директор

Возраст: 36 лет
Семейное положение: гражданский брак,
сын Марк, 2,5 года
Путь в бизнес
Наташа: Мы знакомы 16 лет. В студенческие годы, будучи понаехавшими в Москву, работали в студии топ-стилиста Ольги Бурмистровой. Так и пошли по жизни вместе. Я по профессии — философ, Оля — юрист; мы много читали, болтали, ходили в музей кино, обычные человеческие музеи, на концерты в легендарный тогда «Дом» и фестивали поэзии. Однажды ночью Митя Вихорнов прислал мне ссылку на сайт дизайнера Олега Пащенко, всё завертелось, я поняла, что хочу связать жизнь с такими ребятами, и пошла работать в Студию Артемия Лебедева. Оля сопротивлялась год, но я ее уломала тоже пойти туда. В Студии мы вместе с нуля организовали отдел иллюстраторов. Проработали 5 лет, а потом поняли, что переросли, и ушли делать Bang! Bang! с песней You only live twice. Так что в каком-то смысле Митя во всем виноват.


Оля: У нас все было по хард-кору. Мы уволились из студии Лебедева только с мечтой в кармане. Уехали отдыхать в Испанию, где нарисовали свой бизнес-план на салфетке. Клиенты нашлись сразу: из числа знакомых. А вот иллюстраторов пришлось поискать. Мы принципиально не хотели переманивать ребят из Студии Лебедева. Нашли 20 классных русских и иностранных иллюстраторов и стали с ними работать. Офиса тогда, естественно, никакого не было. Сидели дома: день у Наташи, день у меня. С иллюстраторами встречались в кафе «Квартира 44» на Большой Никитской.
Мы — единственное агентство в России, которое не прячет имен. На сайте в открытом доступе есть имена иллюстраторов, у всех работ подписано авторство.
— Оля Морозова
Наташа: В рекламе гонорары часто приходят через несколько месяцев после сдачи проекта, поэтому, несмотря на наличие заказов, офис мы смогли снять только спустя полгода. Потихоньку набрали классных сотрудников. Работа — большая часть нашей жизни, поэтому мы стараемся окружать себя интересными, талантливыми и хорошими людьми. Менеджер в Bang! Bang! ежедневно решает нестандартные задачи и ведет много разных по объему, сложности проектов. Ребята, которые от нас выходят, делают свои яркие бизнесы: Лена Камай сделала «Ламбаду», Лера Валуйская Powerhouse, Лена Бабаева «Ботанический сад», Полина Савинова занимается образовательной программой в институте Strelka, Лена Цибизова — хороший фотограф.

Текучка в иллюстраторском агентстве и онлайн-школе стремится к нулю, мы берем на работу диджеев, художников, режиссеров, музыкантов. С бывшими сотрудниками дружим, посылаем друг другу сердечки через океаны. Удивительно, что за 8 лет никто не открыл аналогичный бизнес, не ушел работать к конкурентам.

Я люблю эту работу — каждый день общаешься с лучшими иллюстраторами и дизайнерами страны, на твоих глазах создаются шедевры. Обычно в тот момент, когда ты спрашиваешь себя, уставшую, ради чего всё, собственно, — в почте или в одном из месседжеров обнаруживается ответ в виде благодарности от клиента за проект, от аудитории за статьи, интервью, от иллюстратора, дизайнера, студента часто даже не слова, а талантливая картинка, изысканно решенная задача, и всё, счастье!
Об агентстве
Наташа: В месяц выполняем около 150 заказов. 50% оборота приходится на долю рекламных агентств, 20% — журналы и издательства, 30% — от других компаний.

Когда приходит задание, заказчик либо сам просит подключить конкретного иллюстратора, либо мы выбираем исполнителей под задачу, так как хорошо и давно знаем своих ребят и часто лучше клиента понимаем, кого поставить на проект, чтобы он получился классным и был готов в срок.
Оля: Мы — единственное агентство в России, которое не прячет имен. На сайте в открытом доступе есть имена иллюстраторов, у всех работ подписано авторство.

Когда мы открывали агентство, поглядывали на то, что происходит на Западе. Там всё очень грамотно построено. Есть художник, творец. Во-первых, он не хочет заниматься переговорами, документами — он хочет рисовать. Во-вторых, продвигать себя очень сложно. Человеку, который верит в твой талант и твою гениальность, продавать тебя гораздо проще. Поэтому у каждого иллюстратора, певца и актера на Западе есть агент, который решает все вопросы с клиентами.

Мы использовали эту систему у нас, так и работаем 8 лет. Если ты заказываешь что-то у отдельного иллюстратора, всегда есть шанс, что он заболеет, пропадет, передумает. В агентстве же всегда найдется замена. Что бы ни произошло, мы сдаем проект в срок. Рекламным агентствам тоже удобнее сотрудничать с нами. Они зачастую имеют только одного арт-байера, и ему трудно под каждый проект искать отдельного иллюстратора. Проще отдать эту задачу нам.

Конечно, всегда есть риск, что клиент свяжется с иллюстратором напрямую. Но это уже вопрос про чистоплотность людей в бизнесе. Да, и после такой прямой работы клиенты, как правило, всё равно возвращаются к нам. Научиться правильно общаться с творческими людьми, верно ставить задачи не так просто, как кажется.
Мы запускались с несколькими курсами по иллюстрации — анатомия, акварель, меловой леттеринг. А сейчас у нас уже 14 курсов по иллюстрации.
— Оля Морозова
Про онлайн-школу
дизайна и иллюстрации

Оля: Пару лет назад среди наших друзей начались разговоры, что пора перестать держать знания всех наших сотрудников внутри агентства. И мы подумали: действительно, у нас есть доступ к огромному количеству талантливых людей. И нужно открывать очередной «краник», давать всей этой прекрасной субстанции проникать в умы других людей, потому что образование — благая цель.


Наташа: Время от времени, развлекая себя, вкладываем прибыль в новые идеи. Так было с Bang! Bang! Education. Развлечение стало серьезным бизнесом. Онлайн-образование — довольно затратное дело: зарплата сотрудников, преподавателей, съемки, реклама. По воле бессонных ночей, классной команды и проведения рентабельности мы достигли через год, по нашим планам оборот от студии и школы скоро уравняется.
С самого начала всё это было затеяно, чтобы сделать для людей во всех уголках СНГ профессиональное иллюстраторское и дизайнерское образование доступным. Хочется, чтобы у каждого человека, имеющего желание рисовать и творить, была возможность прокачать нужный ему навык — будь то 3D, дизайн персонажей, меловой леттеринг, ux, умение презентовать проект на английском или креативный кодинг. Сейчас по статистике у нас Москва и Питер лидируют, на них приходится 40% учеников. Но, думаю, мы разрастемся и в регионах — уже сейчас это 30%. Оставшиеся 30% — люди из других стран.

Оля: Мы запускались с несколькими курсами по иллюстрации — анатомия, акварель, меловой леттеринг. А сейчас у нас уже 14 курсов по иллюстрации (скетч, перспектива, идеи в иллюстрации, пиксельная графика, т. п.) и 10 курсов по дизайну и леттерингу (таких как ui, readymag, дизайн-мышление, кириллица, создание логотипов), а также бесплатный курс от профессиональных дизайнеров под кураторством нашего партнера — мощного педагога и дизайнера Дмитрия Карпова для студентов творческих вузов.
Наташа: Нам очень повезло с Димой Карповым (партнер, куратор и преподаватель в онлайн-школе, — прим. редакции). Наше сотрудничество тоже построено на дружбе. Дима был иллюстратором в Студии Лебедева, мы общались, советовались, читали лекции на его интенсивах и курсе в Британке, на днях вспомнили, что саму идею школы он озвучил на одной из наших легендарных вечеринок несколько лет назад. Это удивительный человек с уникальным огромным педагогическим опытом, человек-душа, целый мир. То, что он согласился стать нашим партнером, — честь и успех. Дима придумывает и запускает новые курсы, между фантазией и реализацией у нас проходит очень мало времени.
И у меня, и у Оли периодически случаются приступы паники, у нас обеих тревожное чувство ответственности.
— Наташа Климчук
Про страхи и сложности
Наташа: Через неделю после открытия Bang! Bang! Education платформа, на которой мы запустились, предъявила ультиматум: отдать им 70% бизнеса или нас закроют. Вот это было удивительное (как, это на самом деле происходит? в 2015?) и веселое (смешно же!) время, зато научились за несколько дней собирать сайт и доверять интуиции — нельзя иметь дело с тухлыми людьми.

В агентстве совсем критических ситуаций не было. Зарплаты никому (кроме себя) не задерживали, кредиты не брали. У нас такая история в бизнесе, что оборот и гонорары иллюстраторов — созависимые вещи. Получили — отдали. Всё время рентабельность в норме. При этом и у меня, и у Оли периодически случаются приступы паники, у нас обеих тревожное чувство ответственности.


Оля: Это чувство ответственности и привело нас туда, где мы есть сейчас. Когда мы открывали Bang! Bang!, хотели сделать агентство бутикового типа с 20—30 иллюстраторами, мечтали о галерее, о камерном комфортном бизнесе. И понеслись заказы и клиенты, которые говорят: выручайте, спасайте, помогайте. И иллюстраторы: возьмите, возьмите. И мы поняли, что являемся своеобразным мостиком. Иллюстраторам даем возможность рисовать и этим зарабатывать. Для многих из них рисование — просто хобби. Они работают химиками, биологами и рисуют по ночам. Мы дали возможность некоторым людям уйти полностью в любимую профессию.
Команда
Оля: Наша команда в Москве состоит из 12 человек, еще 6 — в других городах и странах. Все иллюстраторы (а их около 150) разбросаны по миру. Иллюстраторов на входе в агентство мы тестируем. Даем простые задачи, смотрим, насколько человек вообще адекватен, в какие сроки он задачу делает. Со временем присматриваемся к человеку, выбираем правильный подход. Например, если мы знаем, что иллюстратор может сдать проект не вовремя, но он крутой, мы просто ставим ему заведомо более короткий дедлайн.


Наташа: Казусы случаются. Через месяц после открытия школы мы уехали с Олей серфить на Шри-Ланку, у нормальных ребят пошли новогодние продажи, у нас же сотрудник, который должен был без нас заниматься образовательным проектом, влюбился и перестал отвечать на письма. Куда деваться, бегали по Шри-Ланке искали Интернет. Потому что ответственность всё равно лежит на нас. Репутационный риск — одна из самых важных вещей, на которые стоит обращать внимание в работе.
16 лет мы практически каждый день вместе. Даже отдыхать ездим семьями.
— Наташа Климчук
Продвижение
Наташа: Мы мало денег тратим на рекламу. Для студии однозначно работает только сарафанное радио. Клиенты приходят по рекомендациям.

На продвижение Education выделяем около 70 000 рублей в месяц, что для наших объемов совсем немного. Ведем соцсети. В основном Facebook и Instagram. Пытаемся подружиться со «ВКонтакте», подозреваем себя в некомпетентности и чуждости ресурсу, поэтому сейчас ищем специально обученного человека.
Дружба и партнерство
Наташа: 16 лет мы практически каждый день вместе. Даже отдыхать ездим семьями. Умеем разговаривать взглядами, заканчиваем друг за другом предложения.

Мы похожи в своих вкусах в кино, музыке, иллюстрации, при этом разные по характеру. Это позволяет нам учиться многому друг у друга. Оля долго занималась балетом, благодаря этому она очень собрана, умеет ставить и соблюдать планы. Мне этой структурности не хватает. Можно сказать, я учусь быть упорной балериной в бизнесе, а не расслабленным хиппи.


Оля: Наташа умеет общаться с людьми, доставать из них что-то скрытое и мудрое.


Наташа: Дружба даёт поддержку, доверие и уважение, которые очень сложно обрести просто в партнере. Именно разделённые общие классные воспоминания помогают не следовать за минутным раздражением и возвращают к важному — каких результатов мы добились вместе.

Но, конечно, без
ссор не обходится. Это вообще важно — ссориться, выпускать пар. И много разговаривать, чтобы не генерировать непроговоренное (и скорее всего недопонятое) в злость и не копить обиду.

Стратегические вопросы лучше решать вместе, а зоны ответственности разграничить.
Семья и бизнес
Наташа: Я не та женщина, которая будет гладить рубашки и стоять у плиты. Мама с детства говорила, что у меня руки непонятно откуда растут. Я структурно выстроила быт: няня, уборка, сервис, который привозит воду, продукты и т. д. Это позволяет сосредоточиться на семье, работе и самообразовании.

Сын учит меня жить в моменте, а не витать в будущем. Я из тех мам, кто через месяц после рождения малыша вышел на работу. Полгода назад я признала, что у ребенка аутичные черты. Сейчас мы активно занимаемся этой проблемой, ежедневные занятия по 3—5 часов в день с разными чудесными специалистами. И непонятно, что будет через год, через два. Неправильно планировать, чем он будет заниматься, в какую школу пойдет. Дома я живу настоящим.

Бизнес никогда не вредил отношениям, наверное, потому, что отношения у меня и у Оли всегда были с такими же увлеченными творческим процессом парнями.
Йога помогает вообще отключиться от мыслей. Пытаешься слушать свое тело, понять, что с ним происходит.
— Наташа Климчук
Оля: В каком-то смысле я люблю быт, вот весь этот набор — покупать продукты в красивых упаковках, готовить, иногда убираться, но делаю это редко, не время сейчас варить борщи. Раньше я пыталась приручить хаос, в нашей работе сложно что-то наверняка спрогнозировать, творческий процесс не уместить в рамки. Сейчас стараюсь получать больше удовольствия от самого процесса, быть внимательнее, прислушиваться, ловить те моменты, когда что-то хочется сделать и делать, тогда вкус к делу не пропадает. Вечерами смотрю мотокросс, читаю книги про математику. У меня щенок, и это весело, иногда приношу его в офис, он — самый милый нарушитель спокойствия и рабочей обстановки.
Спорт
Наташа: Я занимаюсь йогой и хожу в бассейн. Для меня это возможность побыть без девайсов. У меня большая проблема: не могу оставить непрочитанное сообщение нигде. Мало ли, на работе срочный проект, оператор на съемку не пришел, у ребенка расписание поменялось. Отключиться от этих мыслей не получается. А на йогу и в бассейн ты телефон с собой не возьмешь. Это шанс побыть наедине с собой. Плавание — и медитация, и возможность поразмышлять. Йога же помогает вообще отключиться от мыслей. Пытаешься слушать свое тело, понять, что с ним происходит. Но на самом деле пол занятия я смеюсь, у преподавателя и однокурсницы, с которыми я занимаюсь, отличное чувство юмора.


Оля: Я занимаюсь боксом и аэройогой. Как бы удивительно это ни звучало, но бокс расслабляет. Приходишь в зал и первую часть тренировки вспоминаешь про право-лево, прыгаешь, бегаешь, приседаешь — такая мощная физкультура, которая прерывает информационный шум в голове.

Очень важно ставить себе цели в спорте, даже если он непрофессиональный. Иначе бросишь. Я занималась балетом 8 лет, в какой-то момент меня отобрали в Пермское училище, но мамин родительский страх не отпустил, через несколько лет я ушла из балета. Сейчас в боксе стараюсь обдумывать цели, они скорее внутренние, например скорость или поймать дзен, прыгая на скакалке.
Самоцель должна быть более высокая, нежели заработать 5 миллионов рублей.
— Оля Морозова
Советы бизнес-леди
Оля: Занимайтесь любимым делом. Я не верю в бизнес ради бизнеса. Всё, за что мы беремся с Наташей, начинаем делать не ради денег. Но при этом вещи, которыми тебе нравится заниматься и которые у тебя получаются, всё равно начинают приносить прибыль. Поэтому самоцель должна быть более высокая, нежели заработать 5 миллионов рублей.


Наташа: Важно всегда и везде стараться делать лучшее из того, на что ты способна, и того же нужно добиваться от сотрудников. В бизнесе, как и в жизни, в какой-то момент становишься взрослым и перестаешь писать черновики. Мелочей не бывает, работайте с профессионалами.
Рекомендуем прочитать
Оля:

Ицхак Адизес «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует».
Про ключевые моменты в любом бизнесе — как понять свой стиль управления, как взаимодействовать с командой.

Карл Сьюэлл «Клиенты на всю жизнь».
Инструкция по работе с клиентами с реальной историей и примерами от автора, о том как мелочи влияют на результат.


Наташа:

Гербер Майкл «Создание предприятия, которое бы работало».

Книги по искусству, дизайну, иллюстрации, которые читаем мы, наши преподаватели и сотрудники, лежат на «Полке Поллока» на Bookmate.
Напишите ваш комментарий
Благодарим за проведенное интервью Марию овсеец,
ЗА ФОТОГРАФИИ — Инну птицыну.
Все материалы спецпоректа
«50 историй успеха бизнес-леди»