Открыта регистрация на новый курс «Путь мечты»
Close
 
Мы знакомим вас с героинями, которые уже добились успеха в бизнесе. Рассказываем, как девушки пришли к открытию собственного дела, кто им помогал и как.

Текст: Юлия Шрамко
Фото: Даниил Рабовский
Анна Кондратьева.
«Усатый» бизнес».
Как заработать
на любви к кошкам
Я убеждена, когда ты имеешь твердую идейную почву под ногами, материальные блага обязательно придут. Они будут нарастать вокруг идеи.
— Анна Кондратьева

Город: Санкт-Петербург, Всеволожск
Возраст: 38 лет
Семейное положение: замужем, трое детей
(Толя — 11 лет, Саша — 8 лет, Алиса — 4 года)
В бизнесе: с 2003 года

Бизнес: сеть ветеринарных клиник «Элвет»,
котокафе «Республика кошек» и «Республика котов».

Детали бизнеса:
Котокафе «Республика кошек»
Оборот в месяц — 1,5 млн рублей
Чистая прибыль в месяц — 300 000 рублей
Количество сотрудников — 15 (из них 10 — волонтеры)
Ветеринарные клиники

Я училась в ветеринарной академии. На последних курсах стала подрабатывать. Днем — в фармацевтической фирме, а по вечерам частным доктором. Совмещать все это было сложно и неудобно. Чтобы полностью посвятить себя ветеринарии, я решила открыть собственную клинику.

Конечно, этот шаг был непростым, но меня очень поддержал муж (тогда еще будущий). Именно он выполнял всю работу, связанную с цифрами, которая нелегко дается мне: писал бизнес-планы, составлял прогнозы прибыли. Вместе с ним мы разносили рекламные листовки по почтовым ящикам и расклеивали объявления.

Я помню ощущение трепетного ожидания в первый день работы клиники — придут ли клиенты? И они пришли. Ведь мы открылись в Московском — моем родном районе Петербурга, где меня хорошо знали и приходили ко мне бесплатно лечить животных. Когда я стала брать плату, люди все остались моими клиентами, да еще и рекомендовали клинику друзьям.
После открытия в 2003 году первой клиники «Элвет» примерно каждые полтора года мы открывали новые.
— Анна Кондратьева
Многие сомневались, что в нашем районе вообще нужна частная «ветеринарка». Даже сотрудники государственной ветеринарной клиники, к которым я приехала утверждать свой прейскурант, сказали, что и некоммерческих вполне хватает. Но мы все равно продолжили свое дело. И открыли клинику более высокого уровня, чем у конкурентов. Не в подвале, как это обычно бывает, а в помещении с широким светлым холлом и большой лестницей.

Когда мы нашли это помещение, рисковали — цена за аренду была на верхней планке наших возможностей. Но мы ни разу не пожалели об этом смелом шаге. Начав масштабно, мы задали себе планку и не боялись расширяться дальше. После открытия в 2003 году первой клиники «Элвет» примерно каждые полтора года мы открывали новые. Сейчас наша сеть включает пять заведений.
Котокафе
«Республика кошек» — первое котокафе в Европе! Мы стали законодателями тренда по пристройству животных в добрые руки. Ежегодно через Республику кошек около 800 животных находит новую семью. Это очень хороший результат, наш повод для гордости.

Хозяева приносят их в клиники «Элвет» для усыпления, а мы их спасаем. Каждый новый кот требует финансовых затрат: прививки, стерилизация. Средние расходы на одно животное — 19 000 рублей.

После всех процедур мы привозим кота в кафе, чтобы впослдествии найти ему дом. Мы не продаем животных, люди забирают их бесплатно. Порядка 10% наших расходов компенсируют пожертвования, остальное платим из выручки клиник и кассы самого котокафе.

Заведение на Якубовича работает по принципу тайм-кафе. При первом посещении гость платит от 300 до 500 рублей в зависимости от дня недели. При повторных — 200 рублей за час. За эти деньги гости получают вкусную еду, кофе, чай, сладости, бесплатный Wi-Fi и общение с котами, конечно.
Когда я загорелась идеей открытия первого котокафе, никто попросту не верил, что найдутся желающие «погладить котиков» за деньги.
— Анна Кондратьева
Котокафе делится на зоны — «Мурррчайная» и «Котофейня». Продажи по кухне и бару приносят в общую копилку несколько больше средств, благодаря проведению дней рождения. Мы берем почасовую оплату, предоставляем услуги аниматоров и еду с напитками. В общем, при желании заказчика организовываем праздник «под ключ».

В новом котокафе на Литейном мы не берем плату за вход. У нас работает система donations (пожертвований). Пока я не готова оценивать эффективность, так как формату меньше месяца, и выводы делать рано. Но я верю, что петербуржцы и гости города готовы платить за посещение donations как в Европе.

Формат котокафе я выбрала интуитивно. Мне хотелось создать арт-пространство, где кошка будет являться связующим звеном между совершенно разными людьми. Но с общей любовью — к кошкам, конечно. А другая важная цель — воплотить идею пристроя животных. Еще со студенческих времен, когда я лечила эрмитажных котов, осознала, как важно не просто поправить здоровье, но и дать животному дом. А приют — это не всегда то место, куда человек поедет выбрать животное. Зато в котокафе с уютной атмосферой, где каждый котик счастлив и ухожен, люди приезжают с удовольствием. И мы можем реализовывать свою важную социальную миссию.
После ветеринарных клиник открытие котокафе с точки зрения разрешений и формальностей оказалось делом не слишком тяжелым. Мы подошли ко всем вопросам очень серьезно. Даже проверяющие отметили, что у нас «как в операционном блоке».
Такая перестраховка дает результаты: животные не болеют.

Люди приходят за атмосферой! Они общаются, играют с котиками, даже показывают друг другу фото своих питомцев на смартфорнах. У нас очень любят фотографироваться. «Республика кошек и котов» — признанное место для крутых селфи. Фото можно тут же распечатать.

Когда я загорелась идеей открытия первого котокафе, никто попросту не верил, что найдутся желающие «погладить котиков» за деньги. Но формат оказался удачным. Это еще раз подтверждает, что надо оставаться верным себе, идти вперед, несмотря на мнение окружающих.
Привлечение клиентов в котокафе
У «Республики кошек» нулевой рекламный бюджет. Работает сарафанное радио и социальные сети, о нас активно пишут блогеры и СМИ. Наверное, это происходит потому, что мы выполняем действительно важную социальную миссию.

Когда наше котокафе было единственным в Европе, а в США еще только задумывались над открытием такого пространства, мы с нашими американскими коллегами обменялись идеями, как гуманными методами сократить число безнадзорных животных. В США стали открываться котокафе, сотрудничающие с приютами. А мы в Россию привезли идею Spayday — международного дня кастрации домашних животных. В этот день люди приносят в ветклиники своих и уличных животных на операцию, тем самым внося свою лепту в сокращение поголовья «ненужных» животных в будущем.

Мы стали инициаторами проведения Spayday в России. Объединили сотни ветеринарных клиник по всей стране. И даже учредили специальную номинацию Spayday-man для мужчин, которые преодолели свои комплексы и кастрировали своего питомца. Мы благодарны СМИ за поддержку в популяризации идеи регуляции популяции домашних питомцев гуманными методами. Особенно ИТАР-ТАСС, который ежегодно организовывает пресс-конференцию для СМИ.
Мне важно воплощать общественно значимые цели через бизнес.
— Анна Кондратьева
Музей кошек
На базе одной из клиник мы открыли Музей кошек. Хозяева пациентов приносят врачам много подарков на тему животных. В какой-то момент у меня дома накопилась масса предметов про кошек, и стало просто некуда их складывать. Так родилась идея создать музей.

10 котов-хранителей сопровождают гостей во время экскурсии по нескольким залам музея, помогая глубже погрузиться в многовековую историю отношений Человека и Кошки. После экскурсии можно прогуляться по дворику или насладиться чаепитием в мурчайной музея в окружении крупнейшей коллекции картин со всемирно известным котом Заратустрой. Вход в музей стоит от 200 до 400 рублей.

В музее мы также проводим занятия «Школы заботливого владельца», рассказываем о правильном уходе за питомцами.
Социальная ответственность
Я не считаю себя бизнесменом. Я — социальный предприниматель. Идея всегда первостепенна. Мне кажется, те, кто не решается открыть бизнес, на самом деле, делают это НЕ из-за отсутствия средств или опыта. А просто потому, что не имеют идеи, уникальной концепции и плана ее воплощения.

У меня есть социальная миссия по адаптации и пристройству животных. Это моя идея-фикс, вокруг которой строится бизнес. Я убеждена, когда ты имеешь твердую идейную почву под ногами, материальные блага обязательно придут. Они будут нарастать вокруг этой самой идеи.

Мне важно воплощать общественно значимые цели через бизнес. Мы пристраиваем животных. Через животных активно взаимодействуем с социально незащищенными людьми — постояльцами домов престарелых, пациентами больниц, хосписов. Например, вместе с психологами и педагогами проводим занятия по улучшению моторики работы рук.

Ведем важную просветительскую работу. На выставках животных обустраиваем стенд-квартиру «Безопасный дом», где показываем на знакомых всем предметах быта, какие опасности подстерегают кошек в обычной квартире. Это и стиральные машинки, и различные электрические приборы, и окна. Вообще, это новая для меня ниша — работа в некоммерческой организации. Кроме выполнения социально значимых задач, мне нужно заработать: содержать семью и еще семь десятков котов.

Котокафе — это пространство-витрина для пристройства животных, для социальной и просветительской работы. А сеть клиник «ЭЛВЕТ» — полноценный бизнес, заточенный не только на помощь животным, но и на зарабатывание денег.
Было страшно взять на себя ответственность за то, как будут лечить другие люди.
— Анна Кондратьева
Семья
Мне повезло, моя семья поддерживает меня во всех моих начинаниях. Дети генерируют идеи. Муж занимается экономическим обоснованием. Большой вклад в наше дело внесли родители. Они работали всю жизнь, даже после выхода на пенсию долгое время не могли уйти с работы. И когда это случилось, стали скисать. И только наши дети и наши проекты вернули их к жизни. Например, мой папа не только нянчил малышей, но и своими руками сделал экспозицию в Музее кошки.

Чтобы успешно совмещать семью и бизнес, я делегирую. Мне нравится запускать новые форматы, выращивать их и передавать в надежные руки, чтобы самой заниматься воплощением свежих идей. Поэтому практически во всех проектах у меня есть управляющие.
Страхи
Когда открывала первую ветклинику, было страшно взять на себя ответственность за то, как будут лечить другие люди. Одно дело, когда ты — просто врач. И четко представляешь уровень своей компетенции, и отвечаешь только за свои действия. Но совсем другая история, когда ты главврач и директор лечебного заведения. Ты несешь перед пациентами и их хозяевами колоссальную ответственность за действия всего персонала. Так что мой страх был связан, в первую очередь, со спецификой деятельности ветеринарной клиники. Это страх — навредить животным.

Страх – это не конструктивно. Поэтому нужно постоянно получать новые знания, учиться и мотивировать сотрудников расти.
Ошибки в бизнесе
В 2007 году был неудачный опыт открытия клиники — мы сняли помещение в многоэтажном доме. Коммуникации подводили постоянно, нас буквально затапливало. И через 4 месяца мы съехали, отсудив у арендодателей деньги, потраченные на ремонт и за испорченные складские запасы. Этот опыт научил нас, что не стоит арендовать помещение в большом жилом доме со сложной системой взаимодействия и ответственности перед арендаторами.
Советы бизнес-леди
Нужно делать то, что нравится. Здесь важно каждое слово. Делать — браться и просто делать. И, обязательно, то, что нравится. Если наслаждаться самим процессом, то результат будет приятным бонусом.

Отсюда следует необходимость делегирования. Пусть менее приятной (для вас) работой занимаются те, кому она интересна. Например, я терпеть не могу бумажной работы, а моя помощница — настоящий бюрократ. Каждая из нас считает другую странной, но всем хорошо.
Рекомендую прочитать
Джозеф Б. Пайн и Джеймс Х. Гилмор «Экономика впечатлений».
Книга написана более десяти лет назад, сегодня интересно наблюдать, как сбываются предположения авторов. Неслучайно многие современные авторы любят цитировать ее.
Комментировать
Благодарим за проведенное интервью ЮЛИЮ ШРАМКО,
ЗА ФОТОГРАФИИ —ДАНИИЛА РАБОВСКОГО.
Все материалы спецпоректа
«50 историй успеха бизнес-леди»