Открыта регистрация на новый курс «Путь мечты»
Close
 
Мы знакомим вас с героинями, которые уже добились успеха в бизнесе. Рассказываем, как девушки пришли к открытию собственного дела, кто им помогал и как.

Текст: Мария Овсеец
Фото: Мария Богуслав
Татьяна Лебедева.
Как нести искусство
в массы и научиться
на этом зарабатывать

Если у тебя свое дело, то всегда нужно держать ум открытым, не бояться рисковать, понимать, что нормы, навязанные обществом, не всегда есть правда. Нужно быть готовой к ошибкам.
— Татьяна Лебедева

Город: Сан-Франциско
Возраст: 30 лет
Семейное положение: помолвлена
В бизнесе: с 2011 года
Бизнес:
Классический балет на мероприятии Cinqballet
Юбки-шопенки от мастеров
балетного костюма Bows and Tulle

Детали бизнеса:
Bows and Tulle
— оборот в месяц: 1 млн. рублей
— 5 человек
Путь в бизнес

Мой бизнес-путь начался с CinqBallet — команды артистов балета, которая выступает на свадьбах и и корпоративах. Балет я полюбила еще в детстве: занималась им в хореографическом училище, но бросила, потому что занятия были родителям не по карману.

После окончания университета я работала в IT-компании системным аналитиком, но очень хотела танцевать. Нашла педагога и стала брать частные уроки. Я мечтала выступать на сцене, но в Москве это возможно только в театре, куда без специального образования не попасть.

В то же время моя знакомая выходила замуж, и мы загорелись идеей сделать балетное выступление на ее свадьбе. Тогда я обратилась к девочкам, с которыми занималась в детстве, и которые успешно закончили училище. Они согласились принять участие. Собралось пять балерин, отсюда и название Cinq Ballet, что по-французски значит «пять».
Мы понимали: балет для неподготовленной публики должен быть красивым, недолгим и добрым.
— Татьяна Лебедева
Большая идея
Все начиналось с моей мечты танцевать, а продолжилось желанием открыть искусство классического танца как можно большему количеству людей. Здесь все сложилось. Классический балет как нельзя лучше вписывается почти в любую свадебную концепцию, главное — иметь вкус и фантазию. А гости на таком мероприятии — хорошая аудитория, и зачастую это те, кто балет ни разу не видел.

Мы понимали: балет для неподготовленной публики должен быть красивым, недолгим и добрым. Мы увидели, что на правильном пути, когда папы невест приходили к нам в гримерку после выступления благодарить со словами: «Был уверен, что балет — это скучно, но вы меня познакомили с другим балетом».
Старт бизнеса
На первой же нашей свадьбе нас увидел организатор мероприятий, с ним мы сотрудничаем до сих пор.

Первые и некоторые последующие костюмы отшивались на мою зарплату бизнес-аналитика. На первые четыре белые шопенки я потратила 40 000 рублей. Попросили фото со свадьбы подруги, где мы ставили балет, — это был наш первый промо-материал. С него все и началось.
Но несмотря на то, что спрос на балет есть, этот проект все же оказался не рентабельным.
— Татьяна Лебедева
Привлечение клиентов
Я делала рассылку по всем свадебным агентствам раз в полгода. Самое сложное — объяснить и показать через email рассылку, Instagram, Вконтакте, Facebook, что такое вообще классический балет на свадьбе, как его применить. Тяжело, когда нет ответа, когда из 500 отправленных писем два автоответа и один email с уточняющими вопросами. Научиться принимать отказы или равнодушие — большое дело. Только обретя такое умение, ты не сдашься и узнаешь, что рано или поздно любая работа принесет свои плоды.

Сейчас мы работаем с теми, кто хорошо нас знает. Сарафанное радио и Instagram — источник новых заказчиков. Но несмотря на то, что спрос на балет есть, этот проект все же оказался не рентабельным. Отдаешься сильно эмоционально, организаторская работа сложная. Стоимость пошива костюмов на один номер больше, чем стоимость выступления, а еще костюмы надо хранить и постоянно ремонтировать. Жизнь балетной пачки — 5 лет. Специфика работы такова, что костюмы должны быть в идеальном состоянии, так как мы танцуем близко к зрителю. Так что этот проект стал хобби для души и привел меня к отличной бизнес-идее.
Открытие Bows and Tulle
В июне 2015 года я начала проект Bows and Tulle — юбки-пачки от мастеров балетного костюма, который стал логичным продолжением Cinq Ballet. У нас к тому моменту уже образовалась своя мастерская балетного костюма. Возникла мысль, что романтизм балета, его легкость и грациозность можно донести до людей и с помощью повседневной одежды. Вместе с директором нашей мастерской мы придумали, как адаптировать юбку-пачку к повседневной жизни.

Первыми клиентами, конечно, были мои знакомые — бывшая коллега, университетский педагог. Это были самые первые и самые волнительные продажи!
Недавно к нам присоединился закройщик — он кроит и собирает фатин. И это первый мужчина в команде Bows and Tulle.
— Татьяна Лебедева
Пошив юбок
Найти исполнителя, который сшил бы костюмы, исходя из моих требований, было не так просто. Важна посадка лифа, техники «укладки» фатина в юбке и куча всяческих интересных деталей. Все наши модели разработаны с учетом посадки на разные типы фигур.

Костюмы для CinqBallet я всегда придумывала сама, а отшивали уже вместе с девочками. И как-то на мой день рождения я попросила их сшить для меня юбку-шопенку, но с подкладкой, чтобы я могла ее носить в обычной жизни, не на сцене. Юбка получилась очень удобной и функциональной. Тогда и было принято решение сделать из этого проект.

Сейчас в производстве юбок занято 5 человек. Я придумываю модели, директор по производству разрабатывает лекала, вносит свои предложения по дизайну, плюс есть две швеи. Недавно к нам присоединился закройщик — он кроит и собирает фатин. И это первый мужчина в команде Bows and Tulle.
Продажи и выход
на американский рынок

Мы сделали исследование своей целевой аудитории — это девушки 25-36 лет. Но я с особым волнением вспоминаю вопросы типа «Мне 55 лет, не поздно ли для такой юбки?». И последующие покупки, восторги и радости. Я понимаю, как сложно женщинам за 40 решиться на такой наряд, в нашем то зажатом обществе. Но очень рада за тех, кто решается и радуется. Элегантность невероятная!

В месяц мы продаем много юбок, потихоньку выходим на американский рынок. Начали с ETSY, но изначально нас туда не пускали: не верили, что шьем такие юбки сами, требовали эскизы. Я отправляла им фото, наши лекала и пошаговый доклад о процессе производства. В итоге все получилось. Теперь делаем сайт, ведем отдельный Instagram на английском языке.
Мы решили, что нечестно поднимать цены на юбки из-за 5%, закрыли шоурум и ввели услугу «домашняя примерка».
— Татьяна Лебедева
В России основной канал продаж — Instagram. Есть страницы Bows and Tulle в VK и FB, но больше для присутствия, продаж там несравнимо мало. Зато Facebook отлично работает на американскую аудиторию.

Раньше мы арендовали шоурум в Москве, но он был больше для примерок, кому трудно определиться онлайн. Оффлайн-точка — это аренда помещения и оплата работы консультанта. Покрывать эти расходы было достаточно сложно, потому что только 5% наших покупателей приезжали в шоурум. Мы решили, что нечестно поднимать цены на юбки из-за 5%, закрыли шоурум и ввели услугу «домашняя примерка». Плюс я всегда уделяю время на личные консультации онлайн, смотрю профили потенциальных клиентов в Instagram, стараюсь предложить юбку, исходя из образа жизни, цветотипа и тонкостей фигуры.
Продвижение в Instagram
Я сразу стала регулярно вести Instagram. Тут лучшие друзья — качественный контент и дисциплина. Два поста в один день. Продажи пошли почти сразу.

Пока я занималась аккаунтом в Instagram в одиночестве, я была в аду. Два проекта, которые надо раскручивать своими силами. Еще производство, ткани, выступления и подготовка. И мне стало гораздо проще, когда у нас появилась Настя (директор по развитию и мой партнер). Она пришла и сказала: «Все делаешь правильно в плане общения с подписчиками, но надо в два раза больше». Вот мы и умножились на два. Именно Настя помогла мне поверить, что истории обо мне, о нас и о балете реально интересные. Она просто сказала: «Пиши про себя». Я стала это делать, и увидела мощный отклик у подписчиков.

Бартер с российскими блогерами мы не используем. У нас только негативный опыт.
— Татьяна Лебедева
В итоге продажи через Instagram выросли на 60%. Без бюджета. Мы используем взаимопостинг с классными и интересными аккаунтами, с которыми порой, казалось бы, у нас никаких точек соприкосновения быть не может. Но это интересно и эффективно. Например, у нас есть рубрика «Учи английский в юбке» — это взаимопостинг с блоггерами, которые обучают английскому языку.

Общаемся в пабликах в Instagram и привлекаем внимание к своему аккаунту. Комментируем блоггеров lifestyle, мамочек, аккаунты по продвижению в Instagram, рукодельниц. Этим занимается Настя: «Если тема цепляет, могу минут 20 в одном паблике засесть, общаться. Но это за один присест. За день часа 2-3 набегает. Бывает настроения нет или есть другие, более важные задачи, тогда вообще не захожу в другие аккаунты».

Бартер с российскими блогерами мы не используем. У нас только негативный опыт. Надо постоянно напоминать о договоренностях, а в ответ слышишь: «Что-то я сегодня не в настроении про юбки писать», или вообще перестают сообщения читать и отвечать, или пишут пост на «отвали». Но вот «подарите мне еще одну юбку» — это, пожалуйста. Без прикрас — так и пишут. А вот американские блогеры более дисциплинированны, поэтому в работе в англоязычным аккаунтом, мы к их услугам прибегаем.
Фотосъемка для Instagram
Как организовать хорошую съемку для Instagram? Продумать детали, привлечь, заинтересовать партнеров, проговорить концепцию заранее, а дальше ответственность и дисциплина.

Просто найти хорошего фотографа — недостаточно. Для крутой фотосессии нужен хороший организатор. Организаторская работа у меня началась со съемки нашего первого ролика для CinqBalet. Тогда я поняла, почему продюсеры достаточно обеспеченные люди. Это адовый труд. И, к сожалению, наименее заметный. Организатор — это как клей, склеивающий все пазлы. И от качества клея зависит результат. Кто-то как крахмал разбавленный, а кто-то — прям суперклей!

Часто меня спрашивают, как снизить затраты на фотосессию. Дружить надо со всеми. При работе с фотографами и визажистами можно договариваться о взаиморекламе, а вот услуги фотостудии мы всегда оплачиваем.
Балетный класс
Открытый балетный класс — еще один проект, который мы делаем с той же целью — познакомить людей с миром балета. Вы же знаете, что артисты балета каждое утро тренируют свое тело по 1,5 часа? Это называется «балетный класс». Сегодня не потренировал «инструмент» — завтра 32 фуэте скрутить сможешь только со второй попытки.

В качестве зрителей мы приглашаем желающих посмотреть на эти тренировки, заглянуть за кулисы, окунуться в рабочую атмосферу, увидеть балет на расстоянии вытянутой руки. Очень многие начинают открывать для себя «балет без костюма» и доверять артистам. Появляется интерес к искусству.
Финансово это выгодно, но мы делаем классы только два раза в год.
— Татьяна Лебедева
Это отличное событие для детей, которые только учатся в балетных студиях. Детям свойственно перенимать манеру исполнения педагога, поэтому иногда полезно «насматривать» немного иную манеру исполнения. Через это приходит понимание деталей. После открытого класса мы одеваемся в наши сценические костюмы, и у художников и фотографов есть возможность сделать фотографии балерин или зарисовки. Художница Аня Иванова после посещения наших классов написала большую серию работ, посвященных балету, а фотограф Ксения Засецкая сделала серию фотографий, которые периодически публикуются в популярный аккаунтах Instagram.

Посещение мероприятие платное. Вход для детей — 500 рублей, для взрослых — 1000 рублей. Средняя посещаемость одного мероприятия — 40 человек. Расходы: зарплата педагогу, артистам, аккомпаниатору, координатору, аренда зала (300 кв.м), аренда стульев. И бюджет на риски.

Финансово это выгодно, но мы делаем классы только два раза в год. Все же для нас это больше хобби и какая-то одержимая любовь к искусству, желание кричать на всю страну: откройте глаза, это же такое наше богатство!
Удаленное управление
С переездом в Сан-Франциско, как ни странно, организовывать и управлять процессами стало проще. Поняла, что половину задач может выполнить кто-то другой! Как там? Д — делегируй.

Я никогда не ищу исполнителей, я всегда ищу партнеров. Вместе мы должны создать что-то крутое, мотивирующее, красивое. И, конечно, увеличить продажи. Я бесконечно ценю инициативность и желание брать на себя ответственность. Мы не подчиняемся друг другу, мы работаем в команде, где у каждого свои функции. Если мне приходится кого-то контролировать, значит, человек не ответственный, и, скорее всего, мы быстро расстанемся.

Удаленное управление бизнесом — это удобно, но иногда грустно. Впервые я загрустила после проведения четвертого открытого балетного класса. Месяц приготовлений. Артистов театр то отпускает, то в последний момент назначает спектакль, стулья то обещают дать, то отказываются. Ты упорно работаешь, а потом засыпаешь, просыпаешься, а уже все прошло. Это происходит из-за разницы в часовых поясах между Москвой и Сан-Франциско. Ходишь по хэштегам, смотришь, жадно читаешь отзывы, становится лучше, но все же хочется быть там, перекинуться парой слов с артистами, поприветствовать педагога, аккомпаниатора, сказать вступительное слово, видеть замерших в ожидании детишек.
Мне иногда очень сложно с дисциплиной в работе, так как я человек творческий, и иногда эмоции берут верх над рациональностью и разумом. Тогда на помощь приходит команда.
— Татьяна Лебедева
Распорядок дня
Дисциплина — очень важная вещь. Помогает ощутить завершенность и удовлетворенность от выполненных задач. Придерживаюсь ее и в спорте, и в питании (ем каждые три часа, и контейнеры, контейнеры). Хотела бы написать "и в работе", но на фоне Насти я очень отстаю. Мне иногда очень сложно с дисциплиной в работе, так как я человек творческий, и иногда эмоции берут верх над рациональностью и разумом. Тогда на помощь приходит команда. Чтобы этого избегать, обязательно составляю план на день, даже если настроение плохое — с этого обязательно надо начинать день!

Я использую Google Keeper — для меня он очень удобен. Для координации работы команды используем TRELLO. Для координации работы использую WhatsApp. А дальше девочки, исходя из своих обязанностей, распределяют между собой задачи.
Мужчины и женщины в бизнесе
Есть человек, который ведет бизнес, а все остальное — его особенности. Мужчина может быть творческим и эмоциональным, а женщина рациональной и напористой. Оба могут развить в себе недостающие для успеха своего бизнеса качества. Выбор за вами. Думать «он же мужчина, ему легче провести сделку» или «она девочка, ей легче придумать идею, творчески подойти к вопросу» не стоит, это приведет вас к самооправданиям. Пусть клише не дают вам повод сомневаться в своих силах и возможностях.

Бизнес нужен, чтобы зарабатывать деньги, независимо от того, мужчина вы или женщина. Он дает возможность хорошо заработать, построить дом, обеспечить детей, помогать другим.

Бизнес — это интересная итерация жизни. Когда у тебя появляется свой бизнес, ты очень сильно меняешься, узнаешь себя с другой стороны, многое переоцениваешь. Отношения с партнером тоже меняются, становятся интереснее, сложнее, качественнее. Учишься финансовой дисциплине. Учишься нести ответственность за свои эмоции.
Просто помните, если из проблемы убрать эмоции, останется ситуация!
— Татьяна Лебедева
Советы бизнес-леди
Есть одна очень важная вещь, которой не учат ни бизнесменов МВА, ни студентов в Вузах. Между тем, овладение этой способностью сильно меняет качество жизни в целом, и ведения бизнеса в частности. Это преодоление тревоги и беспокойства. Просто помните, если из проблемы убрать эмоции, останется ситуация!

В бизнесе трудностей гораздо больше, чем радостей. Самая большая — это постоянное преодоление своих страхов. Страх принятия решения. Стоит ли вкладывать деньги? Усилия? Ну, что воду в ступе толочь?! Надо просто перестать бояться. Наши страхи — просто отговорки. Проблемы будут всегда, просто решайте их. Вдох-выдох, поплакали и решаем. Помните, что до вас это делали миллионы людей, чем вы отличаетесь от них?! Вы тоеже справитесь!
В бизнесе разочарований гораздо больше, чем побед. Но каждая победа стоит всех этих сомнений и переживаний. Собственный страх принятия решений и страх того, что принятое решение не принесет положительной отдачи — это самые большие трудности.

Если у тебя свое дело, то всегда нужно держать ум открытым, не бояться рисковать, понимать, что нормы, навязанные обществом, не всегда есть правда. Нужно быть готовой к ошибкам.

Нет ничего невозможного. Просто надо очень хотеть и делать. И смотреть не только вперед, но и по сторонам. В общем, сходить с рельс.
Рекомендую посмотреть
Комментировать
БЛАГОДАРИМ ЗА ПРОВЕДЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ АНАСТАСИю ЮРИНОК,
ЗА ФОТОГРАФИИ — Марию богуслав.
Все материалы спецпоректа
«50 историй успеха бизнес-леди»