Личный опыт

Как выступать публично

5 практических советов от Галии Бердниковой

Автор: Галия Бердникова, бизнесвумен, основатель портала womenbz.ru
Каждое выступления для меня — это борьба с собой. В большей или меньшей мере. Так же как и все, я испытываю трепет перед сценой и боюсь быть закиданной тухлыми помидорами.
— Галия Бердиникова
Я не знаю, сколько часов я провела на сцене с открытыми уроками по фотографии перед внушительного размера публикой, сколько — перед всей Россией на бизнес-курсах. Но цифра точно впечатляющая. Конверсия с выступления в покупку курсов фотографии у нас достигает 32%. Это очень крутой показатель. При этом я до сих пор чувствую себя довольно дискомфортно перед выходом на сцену.

Эта «проблема» у меня с детства. Я ужасно переносила соревнования по плаванию. Не могла заснуть ночью перед этим днем, вставала убитая, не могла толком поесть с утра. А во время соревнований меня мутило и трясло от слабости после бессонной ночи и голодного утра. То же самое происходило и на концертах, на которых я выступала. По правде говоря, каждое выступления для меня — это борьба с собой. В большей или меньшей мере. Так же как и все, я испытываю трепет перед сценой и боюсь быть закиданной тухлыми помидорами.

Но за это время я выработала несколько правил, которые делают выступление интереснее для зрителя. Они собраны из разных мест: что-то из книг по ораторскому искусству, что-то подсмотрено, что-то выявлено на практике. Я уже не помню, откуда это всё в моей голове.
Галия Бердникова
Бизнесвумен, основатель портала womenbz.ru
Правило №1
Первая минута на сцене
Самый большой и «рисковый» мой секрет связан с первой минутой пребывания на сцене. В первый раз я попробовала этот прием в Новосибирске. Тогда в зал на 300 мест пришло практически 400 человек. Люди стояли в проходе и сидели на партах, которые были просто отодвинуты в конец зала. Образовалась огромная толпа.

Когда оратор не вызывает у публики доверия? Когда видно, что он боится сцены. Когда сцена ему не принадлежит. Вот вспомните, когда спикер поднимается на сцену и, еще не взглянув на слушателей, начинает что-то рассказывать с лету, что вы чувствуете? Он тарабанит свою изученную тему, рассказывает про себя, потом снова про свою тему. Вам скучно. Вы не доверяете спикеру.

Стоит тебе попасть в поток своей речи, страх проходит, и минут через 15—20 ты начинаешь чувствовать себя в своей тарелке. Но не потеряет ли публика доверие за эти 15—20 минут? Вполне возможно. А обрести его с середины выступления крайне сложно.
Можно сравнить это с каким-то покорением новой вершины. Сцена определяет, пропускать тебя или нет.
— Галия Бердиникова
Ну а теперь про «секрет». Он заключается в следующем: первую минуту на сцене провести в тишине. Поверьте, это кажется достаточно страшной процедурой. В этот момент в голове происходят сотни вспышек — изменение ощущений и эмоций. Смесь страха (мама, что я делаю, надо срочно начинать говорить) и напряжения.

Выходишь на сцену. Полностью открываешься публике: корпусом к зрителю, руки не скрещены на груди — грудная клетка открыта. И… молчишь. Сотни взглядов устремлены на тебя. И тут главное — выразить уважение зрителю и поприветствовать ответным взглядом в глаза. И не испугаться. Обычно в этот момент в голове одна мысль: они ведь подумают, что я не знаю, что сказать. Но это обманчивая мысль, которую надо прогнать. Есть сцена, есть ты, твоя улыбка и открытый взгляд. И эта бесконечно тянущаяся минута, в которой нужно обрести ЧУВСТВО СЦЕНЫ.

Можно сравнить это с каким-то покорением новой вершины. Сцена определяет, пропускать тебя или нет. За эту минуту я успеваю сродниться с ней и, самое главное — со зрителями! Я успеваю понять, кто пришел. Осознаю, в каком настроении эти люди, чего они ждут, и как настроены. И, поверьте, зачастую их настрой — это подбадривающие взгляды и открытые улыбки! Сами зрители дают уверенность, принимают тебя на сцене. Такая вот проверка.
Правило №2
Давайте делать паузы в словах
Если перед выходом на сцену думаете: как я буду выглядеть, что я им скажу, что обо мне подумают, как меня воспримут, считайте все пропало. Единственная мысль, которая должна быть у вас в голове: как я могу принести слушателям максимум пользы, чем я могу быть полезен для собравшихся ребят.

Помогает. Смещайте внимание с акцента и мыслей о себе на те знания и смыслы, которые вы можете передать. «Давайте делать паузы в словах», — как поет Макаревич. Не забывайте останавливаться и делать паузы. Не забывайте смотреть на слушателей: понятно ли им было то, что вы сказали? Доступным ли языком это было сказано? Если нет, не бойтесь перефразировать то же самое! Да и вообще, никто не воспринимает ваши паузы как отсутствие мыслей. Спокойно думайте и молчите. Всё хорошо.

Рисуйте, иллюстрируйте свои слова. Не знаете, что конкретно нарисовать? Ничего страшного. Любая схематичная картинка — палочка и кружочек — уже лучше, чем ничего. Выписывайте ключевые слова из своего рассказа.
Не фокусируйтесь на своем страхе. Лучше думайте о том, что если вы не выступите, то упустите что-то очень важное!
— Евгения Литке
Евгения Литке
Главный редактор проекта «50 историй успеха бизнес-леди»
Моя дочка Ульяна второй год занимается в театральной студии. И тем не менее страх выступать на сцене не прошел за это время. Я рассказывала ей о собственном опыте выступлений (за плечами 10 лет сольных танцев), учила «разговаривать» с одним, конкретным зрителем и не думать о том, что на тебя смотрит несколько сотен глаз, но и это не помогло. А потом мне в руки попалась детская книга «Один на сцене» Ульфа Нильсона и Эвы Эриксон. Именно эта книга оказалась нашим спасением. В книге рассказывается о мальчике, который так боялся сцены, что спрятался в школьном гардеробе и думал, что больше никогда оттуда не выйдет… В книге есть замечательная фраза: «И тут я подумал, что будет жаль, если я просижу здесь, спрятавшись в чужой одежде, а они тем временем съедят весь торт. Если я не решусь выйти прямо сейчас, то пропущу ЧТО-ТО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ».

Не фокусируйтесь на своем страхе. Лучше думайте о том, что если вы не выступите, то упустите что-то очень важное! Не бойтесь совершить ошибку, «ляпнуть» что-то не то. Думайте о том, как принести пользу тем, кто пришел вас слушать. Ведь они УЖЕ пришли, значит, хотели услышать и увидеть именно вас, значит, вы им интересны, а ваши знания им нужны. Не только ребенку, но и любому взрослому очень важно осознать свой страх, осознать и переключиться с него. Чаще думайте о том, зачем вы здесь, что останется после вас.
Правило №3
Общайтесь с аудиторией
Есть такой секрет: аудитория может сама вести половину выступления. Только дайте ей заговорить. Задавайте вопросы, слушайте ответы. А потом рассказывайте уже на примере этих ответов. Поверьте, для слушателей такое выступление будет гораздо ярче, интереснее и живее, нежели ваше двухчасовое безостановочное трещание монотонным тембром голоса.
Правило №4
Голос
Помните учителя истории и как вы засыпали через 15 минут на его уроках? Не повторяйте ошибок! Меняйте тембр голоса, расставляйте акценты, говорите тише — так, чтобы к вам прислушивались.
Всё, что не видно глазу, но о чем вы в курсе, может нести определенную энергетику и поддержку.
— Галия Бердиникова
Правило №5
Одежда
Надевайте одежду, которая не будет сковывать вас, а, наоборот, поможет. Внешний вид влияет на уверенность в себе.

Недавно я решила сшить себе костюм на заказ. Приехала в ателье, чтобы с меня сняли мерки. Делали это очень тщательно. Суть в том, чтобы костюм сидел идеально. Был свободен там, где нужно, подчеркивал то, что нужно. На сцене крайне важно не чувствовать никаких отвлекающих факторов. Поэтому я так озадачилась этим вопросом.
В костюме на заказ можно выбрать всё: ниточки петелек, пуговицы, наклон карманов, подклад (его никто не видит, но вы-то знаете, что там пароходики/собачки/голые девушки/розовые пони), воротник и, самое главное, вышивку под воротником! Да-да, когда ты поднимаешь ворот, там может быть набита фраза или слово, очень важное именно для вас. Я тоже сделала свою надпись. Потому что всё, что не видно глазу, но о чем вы в курсе, может нести определенную энергетику и поддержку. Например, надпись внутри костюма, символизирующая ваш успех (альтернатива тату).

Надеюсь, эти пять советов помогут вам решить проблему, ведь мы движемся к успеху, когда нами руководят наши желания, а не чувство страха.
Напишите ваш комментарий