Есть мнение, что организовывать мероприятие легко. Было много моментов, когда всё хотелось бросить, но пришло понимание, что любая сложность — это вызов себе, твоя школа, твой университет.
— Елена Шершакова

Город: Нижний Новгород
Возраст: 39 лет
Семейное положение: замужем, 3 детей
В бизнесе: с 2004 года
Бизнес: Event-агентство «Арт Премиум»

Детали бизнеса:
– количество мероприятий в год: от 50
– оборот в год: 50 000 000 руб.
– чистая прибыль: 400 000 руб. в месяц
– количество сотрудников:

7 — в штате, 6 — на фрилансе
Детство

С малых лет я была творческим человеком. До сих пор помню эти ощущения, когда ещё в детском саду играла роль Снегурочки. Можно сказать, первые профессиональные шаги я сделала как раз тогда, в 6 лет (прим. автора — улыбается). По настоянию музыкального руководителя детского сада родители отдали меня в музыкальную школу. И упорно не давали мне оттуда уйти, а так хотелось: было сложно, отнимало много времени. Но сейчас я им безумно благодарна. Ведь именно там я научилась много работать. Времени свободного нет до сих пор, но от этого только интереснее.
Очень важно стараться искать новое, ставить цели, обновлять всё вокруг.
— Елена Шершакова
Приход в бизнес
Я никогда не искала карьеры, не грезила стать руководителем. Всё получилось как-то само собой. Если ты чем-то занимаешься с полной отдачей и стопроцентной вовлеченностью, успех приходит как следствие. Мой вход в бизнес был очень плавным. Я долго занималась организацией благотворительных и социальных проектов: акции против наркотиков, за здоровый образ жизни. А когда они завершились, стала искать новую работу. И попала в смежную сферу — PR, и рекламу, и тогда еще только зарождающийся event. Делала первые коммерческие мероприятия. Через два года получила должность управляющей торговой сетью, но всё это продлилось недолго. Никакой стабильности в доходе не было, и я нашла новую работу — стала заместителем директора одного из event-агентств. Это было 12 лет назад. Со временем я стала партнером директора, а после — и полноправным владельцем агентства. Был кризис, количество клиентов резко сократилось. И мой партнер принял решение уйти. Я же захотела остаться и поэтому выкупила у партнера долю. И осталась с проектом одна.
Развитие бизнеса
Мне в первую очередь предстояло найти себя. Человеку, который занимается организацией масштабных мероприятий, профессионалом нужно быть во многих вопросах. Ты должен быть универсалом по крайней мере с тем уровнем клиентов, с которым ты имеешь дело. Мы сотрудничаем с «Ростелекомом», «Билайном», Сбербанком, Volvo, «Газпромом» и Coca-Cola. За последние несколько лет бизнес претерпевал все стадии от яркого расцвета до обнуления. Эти скачки происходили и с бизнесом, и со мной. Но я находила в себе силы идти дальше. Очень важно стараться искать новое, ставить цели, обновлять всё вокруг. Раньше тяжело переживала завершение проектов, сейчас стала легче к этому относиться. Когда закрывается одна дверь, обязательно открывается другая.
Для меня поставщиком связей стал поезд «Стриж». Там я познакомилась с руководителями крупных компаний, бизнесменами, пиарщиками. Некоторые со временем становились клиентами агентства или моими друзьями.
— Елена Шершакова
Поиск клиентов
Реклама как таковая в нашем бизнесе не работает. Мы пробовали много традиционных каналов, но они бесполезны. В крупных компаниях корпоративные мероприятия проводятся по тендеру среди агентств города. Мы в них регулярно участвуем, напрямую общаемся с клиентами, предлагаем нечто новое, необычное.

Наша целевая аудитория — собственники бизнеса, руководители HR-служб, директора. Для них мы несколько раз в год проводим масштабные мероприятия, где показываем наши возможности, новые тенденции, где все они — не организаторы, а желанные гости и могут прочувствовать атмосферу праздника и понять, на каком уровне будет проходить их корпоратив, если они доверят его организацию нам. На таких событиях мы ничего не рекламируем, но именно они приводят нам новых клиентов.
Event-сфера — это b2b, поэтому использование массовых рекламных каналов здесь не требуется, в основном все решения по мероприятиям принимаются по тендерам или через прямое взаимодействие с клиентом. Иногда мы напоминаем о себе в региональных СМИ. Как правило, перед началом сезона или по значимому поводу, но бюджет на такую рекламную активность не превышает 100 000 рублей.

Социальные сети мы используем только как информационную поддержку. В Facebook и Instagram я развиваю личный бренд, на меня подписываются, ко мне прислушиваются как к эксперту в event-индустрии. Я активно веду свои страницы, делюсь фото и эмоциями с мероприятий.

Сейчас очень популярно такое направление, как networking — полезные связи и знакомства, которые применимы и в работе. Для меня таким поставщиком связей стал «Стриж» (скорый поезд из Нижнего Новгорода до Москвы, следующий 3,5 часа). Там я познакомилась с руководителями крупных компаний, бизнесменами, пиарщиками. Некоторые со временем становились клиентами агентства или моими друзьями..
Главный критерий выбора для меня — это счастье, которое излучает человек.
— Елена Шершакова
О трудностях
Во многих вопросах event-бизнес не защищен. Клиенты зачастую без должного внимания относятся к тому, что мы делаем. Есть мнение, что организовывать мероприятие легко. Было много моментов, когда всё хотелось бросить, но пришло понимание, что любая сложность — это вызов себе, твоя школа, твой университет. Справляясь с очередной проблемой, ты становишься сильнее. Создавая клиентское мероприятие, ты борешься не за свое – это не тебе нужно. Но твоя задача сделать всё по максимуму, ты не имеешь права подвести и не оправдать доверие. Больше всего мотивирует ощущение того, что ты на своем месте. Если его нет – игра не стоит свеч.
Команда
Как личность и руководитель я — перфекционист, постоянно занимаюсь саморазвитием, и мне хочется, чтобы мои сотрудники жили так же, были со мной на одной волне. Поэтому подбор команды — одна из самых сложных задач для меня. Каждого сотрудника я отбирают лично. Если человек справляется, мы готовы его обучать, вкладывать в него знания, помогать на каждом этапе, чтобы он развивался, становился настоящим профессионалом и мог вести проекты.

Главный критерий выбора для меня — это счастье, которое излучает человек. У него должна быть цель, от которой горят глаза, ему всё интересно, он хочет работать, совершенствоваться, ценит каждый момент. С таким человеком я буду рада работать. Но иногда приходят такие «молодые старички», которые устали от жизни, вечно чем-то недовольны. Они могут быть настоящими профессионалами, но с такими нам не по пути, они просто не выдерживают ритма, не могут творчески подходить к решению задач.

Сейчас понимаю, что каждый сотрудник дается на определенное время. Люди уходят, и это нормально. Жизнь меняется, люди растут профессионально, появляются разные жизненные обстоятельства.
Приятно слышать от заказчиков, что во время мероприятия достаточно только посмотреть на меня и успокоиться, даже если что-то идет не так: шквалистый ветер, гроза. Я верю, что уже в этом моя особенность.
— Елена Шершакова
Работа с клиентами
Работа в event-сфере — это постоянный стресс. Мероприятие — это всегда риск, даже если всё предусмотрел — нет гарантии 100% попадания. Погода может измениться, люди могут подвести: от элементарных опозданий до некачественно собранных конструкций.

Однажды мы проводили мероприятие по торжественной закладке первого камня в одном степном поселке. Ожидались высокие гости, включая губернатора, и большое число журналистов. Часть подрядчиков, которая устанавливала шатер, была нанята клиентом, и их работа не зависела от нас. За час до церемонии поднялся ветер. Уже через 10 минут шатер представлял собой «колышущееся нечто», потому что установили его неправильно. Несмотря на то что я не курировала работу подрядчиков, решила, что ситуацию нужно спасать. Быстро собрали команду людей, которая стала это всё натягивать, заклеивать. Мы справились.

Даже если что-то идет не по плану, для меня и всей команды интересы заказчика и качество мероприятия превыше всего. И если какой-то этап работы вне нашей зоны ответственности, но мы видим недоработки или сложности, все равно помогаем их исправить. Мы отвечаем за результат и делаем это с полной отдачей.
Очень важно вкладывать в проекты душу. Я не могу позволить себе опустить планку. Мы уважаем клиента, предугадываем его желания и даем ощущение спокойствия. Он еще не подумал, а мы уже предложили. Приятно слышать от заказчиков, что во время мероприятия достаточно только посмотреть на меня и успокоиться, даже если что-то идет не так: шквалистый ветер, гроза. Я верю, что уже в этом моя особенность.

Доверительные отношения очень важны. Но, конечно, документально всё тоже должно быть в порядке. Мы заключаем договор на каждое мероприятие. В нем прописываем все пожелания и требования клиента. Если случаются ситуации, когда по итогам мероприятия ожидания клиента не совпали, мы открываем договор, сценарный план и обсуждаем ситуацию. Как правило, всё решается именно на этом этапе.

В ходе подготовки мероприятий, как и в любом бизнесе, бывают сложности и недопонимание со стороны клиентов. Здесь главное, не поддаваться эмоциям, на любую критику нужно реагировать трезво. Прежде всего — это обратная связь и стимул работать еще лучше, расти профессионально для всей команды.
Есть ощущение, что это моя дорога, и очень нравится вдохновлять тех, кто только начинает свой путь в этой профессии и так же с любовью к ней относится.
— Елена Шершакова
Энергия и вдохновение
Event-бизнес очень энергозатратный, приходится расстраиваться, нервничать. Но я работаю над собой и стараюсь легче относиться к вещам, которые от меня не зависят, принимать их. Мои жизненные принципы, моя большая семья, светлый взгляд на мир, дают силы идти дальше, помогают сохранить жизненный тонус. Понимаю, что необходим отдых, заставляю себя делать остановку. Иногда в середине дня просто беру компьютер и выезжаю на природу, стелю плед и работаю. Это не офис и не какая-то встреча, я делаю всё то же самое, но совершенно в другой атмосфере. И это заряжает.
Отношение к жизни
Я всегда стараюсь улыбаться, радоваться каждому дню и утром говорить: «Спасибо тебе, Бог, за то, что ты дал мне, за то, что есть в моих руках, мое здоровье, детей, родителей, семью, мысли, идеи, с которыми я просыпаюсь; за всё то, чем я живу». Затем я делаю зарядку и принимаю холодный душ. Всё это настраивает на позитивный лад. Как ты открыт к миру и людям, так и мир открыт к тебе.

Есть ощущение, что это моя дорога, и очень нравится вдохновлять тех, кто только начинает свой путь в этой профессии и так же с любовью к ней относится. Только любя свое дело и свою жизнь, ты можешь рассчитывать на то, что сложности тебя закалят, а не выбьют из колеи.
Бизнес и семья
Агентство стало нашим семейным бизнесом, нашей жизнью. Это не просто работа, а дело, которое приносит удовлетворение, профессиональный и финансовый рост.

Что бы ни происходило, мой мужчина всегда меня поддерживает. Много лет мы проходим разные ситуации вместе, он знает цену моего успеха. Его молитвы часто вселяют в меня силы. Без него ничего не получилось бы.

Он работает вместе со мной в офисе и на мероприятиях, мы вместе заботимся о детях, их у нас трое. Младший, которому 2 года, ходит в частный детский сад. Очень удобно, что можно забрать и привезти малыша, когда тебе это удобно. Старшие — 7 и 10 лет, ходят в школу и в разные секции. Они очень самостоятельные, разные, не держатся за мамину юбку. Это, конечно, дает мне очень много свободы. Световой день обычно уходит на встречи, поездки и обсуждение задач с командой, проведение мероприятий. Но при этом вечер и у меня, и у мужа обязательно посвящен семье. Это время, которое мы проводим все вместе. В 10 вечера укладываем детей спать и продолжаем работать над проектами. В зависимости от насыщенности мероприятий можем позволить себе уехать на несколько дней куда-то вместе с детьми.
Позвольте себе быть счастливой, цените момент и саму жизнь.
— Елена Шершакова
Не все женщины мечтают о карьере, кому-то достаточно заниматься детьми. Но я уверена, что каждая из нас уникальна, в ней есть свои таланты и дарования, которыми она должна делиться с миром. Чтобы понять себя, нужно постоянно задавать себе вопросы: кто ты, что ты, кем бы ты хотела стать, что ты любишь, с кем рядом хочешь быть, что для тебя ценно, как ты хочешь расти, самовыражаться… Потому что многие их просто себе не задают. Как только же начинаешь спрашивать себя, очень многое меняется, ты начинаешь развиваться.
Совет для бизнес-леди
Позвольте себе быть счастливой, цените момент и саму жизнь. Любите себя и позволяйте себе быть женщиной. Не следуйте стереотипам: что ты должна, обязана, а позволяйте себе мечтать и развивать себя, искать в себе новые грани, делать свою жизнь разной.
Напишите ваш комментарий
Благодарим за проведенное интервью Анну привалову.
Все материалы спецпоректа
«50 историй успеха бизнес-леди»