Открыта регистрация на новый курс «Путь мечты»
Close
 
Бизнес

Найм персонала: начните с себя

Почему построение команды стоит начинать с самоанализа, а не с составления профиля кандидата.

Статья по материалам курса «Команда мечты».
Автор
Галия Бердникова
Автор крупнейшего русскоязычного
блога о бизнесе, который ведет девушка.

Основатель портала Womenbz.ru и образовательной платформы Womenbz.education.

В портфеле проектов: цветочные мастерские «Дари», косметический бренд CHARONIKA и сеть фотошкол.
Когда говорят о построении команды, часто рекомендуют начинать с профиля кандидата. Нередко встречаешь совет: составьте портрет человека, которого вы хотели бы видеть рядом, распишите его черты характера. Но на самом деле — начинать нужно с себя.
У меня был опыт управления офисом в Москве, что давалось мне довольно тяжело, а эффективность бизнеса была несравнима с текущей. Я уехала в путешествие на год, чтобы перезагрузить мышление и понять дальнейший путь. Когда у меня появилась задача построить новую команду — опять, снова, пятый раз — я решила, что не буду наступать на одни и те же грабли, что мне нужна команда моей мечты и не меньше. Для того, чтобы ее построить, пришлось разобрать себя по крупинкам.

В этой статье я расскажу о первых шагах в формировании команды и о том, что делать, если она уже сформирована, но что-то идет не так.
команда Womenbz на выезде в сочи
Представим, что вы начали формирование команды с составления профиля кандидата. Сели и стали писать что-то наобум.
Чаще всего это выглядит так: «ответственный, работоспособный, коммуникабельный, чтобы был экстравертом и легко коммуницировал с командой». Мы начинаем перечислять некие общие позитивные черты людей, и чаще всего это не срабатывает. Потому что такое описание отстранено от реальности, а реальность начинается с вас.

Сколько бы человек у вас ни работало, какие бы функции они ни выполняли, именно вы — тот человек, который думает, принимает ключевые решения и задает вектор развития. Все начинается с головы, и именно вы — голова своей компании, а сотрудники — ее тело.
Что делать?
Выписываем черты характера
Выписываем ценности
Делаем выводы
Разберем процесс на мне, как на подопытном кролике.
Шаг 1.
Выписываем черты характера
  • У меня есть черты холерического темперамента (я не часто опираюсь на эти характеристики, однако они общеизвестны, поэтому с ними проще объяснять). Это значит, что я вспыльчива и часто прямолинейна. Говорю, что думаю, и эта черта многих обижает. Конечно, я могу развивать свой эмоциональный интеллект, чем я и занимаюсь постоянно, могу подавлять некие вспышки, свои черты характера. Но я трачу на это энергию, которая могла бы пойти на решение других бизнес-задач.

  • Большую часть времени я — интроверт. За исключением выступлений, вещаний вебинаров и постов на стотысячную аудиторию блогов. В целом по жизни у меня нет внутренней необходимости постоянной коммуникации с людьми, я не нуждаюсь в постоянном общении и немногословна.

  • Считаю, что жизнь — в движении. Я хочу перемещаться, путешествовать, как итог — я вообще не могу сидеть в одном месте безостановочно дольше двух дней. Если я не меняю обстановку, не поработаю где-то на улице или в парке, мне становится тяжело, моя энергия заканчивается.

  • Мне нужна физическая активность, чтобы сбалансировать умственную. Если я весь день занята работой головой, у меня начинаются нервные сдвиги, потому что физическая энергия не была потрачена.

  • Необходима тишина, чтобы думать. Это очень важная особенность.

  • Большая зона личного пространства. Не уживаюсь с чужими людьми.

  • Отдаю приоритет комфорту. Мне нравится ходить в пижаме и тапочках или штанах и свитере, так, чтобы меня ничего не отвлекало.

  • Конечно, я могу пойти в офис в кроссовках, тренировочных штанах и свитере, но мои встречи и переговоры с потенциальными партнерами, с теми, которые коммуницируют с моим бизнесом, — будут осложнены, потому что есть некий деловой этикет.

  • Я не люблю разговаривать по телефону.
Шаг 2.
Выписываем ценности
В моем случае это: экологичность, честность, открытость, работоспособность, ответственность, здоровый образ жизни, щедрость, саморазвитие и дух предпринимательства в людях вокруг.
Шаг 3.
Делаем выводы
Анализируем черты характера
Если я — холерик, у меня есть потребность в большом личном пространстве и я не уживаюсь с посторонними людьми, а еще мне нужно постоянно перемещаться, и, вообще, я хотела бы ходить в пижаме и тапочках, я могу сделать вывод, что строить команду даже с классным лофт-офисом, о котором я очень мечтала в свое время (опен-спейс, чтобы все друг друга видели, были рядом, близкая посадка столов), бессмысленно. Потому что на самом деле это не состыковывается с моей реальностью. Я так не смогу.

Что произойдет, если я пренебрегу этим и выстрою работу, вопреки своим истинным желаниям?

Через месяц-два-три окажется, что мне плохо, что работать продуктивно не получается, что текучка увеличивается, потому что я на всех кричу, запираюсь в кабинете и единственное мое желание — чтобы никто не заходил сегодня. Такое у меня было, когда я строила компанию в Москве. Я мечтала, чтобы никто в эту дверь сегодня не постучался. И могу сказать, что рост компании с такой атмосферой безумно затруднен и энергия на развитие очень ограничена.
Значит, мне не нужен офис. Мне желательно не строить команду вживую. Я вообще могу людей не видеть, для меня это не обязательно.
Чтобы не тратить энергию на подавление своих вспыльчивых черт характера, мне нужно иметь возможность отвечать людям не сразу, а через какое-то время. Поэтому мне максимально подходит общение через переписку. Когда ты прочитал сообщение и оно тебе не понравилось, ты отошел, разбил посуду (я не бью, конечно;), переболел этой вспышкой, пришел к ноутбуку и отвечаешь уже рационально.

Опять же, мне можно редко встречаться с людьми для переговоров и подвергать себя неудобной обуви и одежде только узкоограниченное время.
Вывод. Идеальный вариант для меня — удаленная команда с общением через таск-трекеры или чаты и периодическими онлайн-планерками — чем реже, тем лучше. И, например, с выездами команды на 2-3 дня, где мы можем погрузиться в работу, пообщаться и потом разъехаться.
Анализируем ценности
Команда будет эффективной, только если ее ценности совпадают с вашими.
Представьте, что мы находимся на корабле в открытом море. Вы стоите у штурвала. Каждое утро делаете зарядку, чтобы хорошо себя чувствовать, у вас есть мини-зал, где вы делаете приседы и планку. Вы любите свежий воздух и пробежку по палубе.

И тут часть команды курит сигареты и плюет рядом куда-нибудь на палубу. Скорее всего, это будет вызывать крайний дискомфорт и негативную реакцию у вас. Но люди, которым вы будете делать замечания, не поймут, с какой стати? В их картине мира это нормально, это их идеальная структура. И когда вы приходите с желанием изменить их уклад жизни, ввести свои правила, как вы думаете, какая энергия будет у этих людей?

Гораздо грамотнее, если вы видите команду, которая по утрам бегает, и вы этим вдохновляетесь.

Для того, чтобы команда на корабле создавала приятную атмосферу и вы под всеми парусами двигались вперед, не отвлекаясь на внутренние дрязги, разборки и обсуждения, вы должны понимать свои ценности.
Разберем некоторые мои ценности
Дух предпринимательства. Вроде странная ценность, вроде и не ценность вовсе. Но я написала это неспроста. Потому что для меня крайне сложно работать с людьми, которые прямо сотрудники.

Есть предприниматели — люди, которые стремятся вперед, которые через тернии к звездам. А есть люди, которым очень комфортно в том положении, в котором они находятся. Они не хотят брать на себя ответственность, даже за большую зарплату. Им не нужна арендованная квартира на пять тысяч дороже, у них и так все прекрасно. Главное — не брать на себя ответственность. Их позиция — вы решите, а я исполню.

Это не в моих ценностях, мне с такими людьми безумно сложно, поэтому у части моей команды есть свои бизнес-проекты.

Здоровый образ жизни. Так как моя команда сейчас — удаленная, эта ценность никак не соприкасается с ценностями других людей. Я не знаю, какой образ жизни они ведут. В большинстве случаев не страшно, даже если они курят, ведь я вижу это только три дня на выезде команды. Однако, безусловно, я пропагандирую определенные ценности, и большинство людей в команде в эти ценности вписываются. Например, руководитель отдела поддержки пробежала полумарафон в Румынии и тренируется по системе для развития гибкости Flex Fit. Корректор осваивает танцевальное направление «Зумба». А одна из авторов нашего портала занимается альпинизмом.
ТАТЬЯНА ПЕРМЯКОВА НА КОРОЛЕВСКОМ МАРАФОНЕ В РУМЫНИИ
Безусловно, моя картинка команды мечты отличается от вашей.
Потому что она — не образ команды мечты для современного общества или современного бизнеса. Это картинка, при которой у меня максимальное количество энергии, и я могу применять ее в бизнесе максимально эффективно. Идеальна она только для меня.

У вас может быть другой тип характера. Возможно, вам нужна постоянная коммуникация с людьми, и если вы не видите человека долго, начинаете нервничать и испытывать дискомфорт. Вам нужна поддержка в обсуждениях, вы не любите принимать решения в одиночку. А еще комфортный стул, стол, рабочее место, куда вы приходите, включаете музыку, садитесь и настраиваетесь на рабочий лад. Вам важно видеть глаза людей, которые с вами работают, и зажигать их огнем вы можете только лично.
команда Womenbz на выезде во флоренции
У вас есть вы и ваш характер. И только на основе этого можно сделать вывод, какой должна быть ваша команда. Например, если вы холерик, то не нужно в команду брать холериков. Если вы меланхолик, вам нужны более веселые ребята, например сангвиники.
Как быть, если команда уже сформирована?
Не стоит принимать действительность. Если команда не та, ничего хорошего не выйдет.
Я советую все равно выписать свои черты характера. Наклеить их на стену или поместить на доску, и начать двигаться в правильную сторону.
Возможно, в том, что я сейчас скажу, есть нотка метафизики, но я все-таки про реальность. То, что вы представите идеальную картинку команды, пропишете ее, запустит процесс изменений.

Если вы по этим ценностям пойдете и будете их четко пропагандировать, жить по ним, намекать ребятам, что было бы неплохо приблизиться к этому, вы удивитесь, но часть сотрудников, желая работать у вас, станет превращаться в тех людей, которых вы хотите видеть рядом. Вам нужно этот фитиль поджечь, начать двигаться в правильную сторону.

Также начнется своеобразная чистка, и кто-то уйдет. Но обновление команды — это никогда не плохо. Новое приходит только туда, где ему есть место. Не нужно бояться менять членов команды, которые совсем не соответствуют, потому что вы далеко не уйдете просто.

Не обязательно моментально, по щелчку, но так или иначе изменения будут происходить, и вы будете удивлены, что через год команда окажется совсем иной. Это правда так.
Есть исключение, когда можно отойти от своих «желаний».
В том случае, если дело касается линейного персонала, с которым вы в принципе много не коммуницируете, а все взаимодействие происходит через руководителей отделов, то такие люди действительно могут не состыковываться с вашими ценностями.
Подведем итог
Неправильно начинать с профиля кандидата.
Иначе желания окружающих и общепринятые нормы будут влиять на вас больше, чем ваши. Как было у меня. Мне хотелось большой офис, опен-спейсы, и я могла совершить ошибку, создать этот офис, вложить туда много денег, собрать определенных кандидатов, а оказалось бы, что я не могу с ними работать. И бизнес бы не пошел. Цели бы не выполнились. Поэтому правильнее начинать со своего собственного профиля, и уже на основе этого составлять профиль кандидата.
После того, как вы проанализируете себя, у вас появится инструкция к созданию своей команды мечты.
Ни в коем случае не расстраивайтесь, если в точке А (где вы находитесь сейчас) что-то не так: команда не такая, люди не те. Это неважно. Важно, что вы поняли точку Б (куда вы хотите прийти).

Если вы не поставили точку Б, в какой-то момент окажется, что вы пришли не туда. Это как активно идти и прийти в кинотеатр, где обнаружить, что вы хотели есть и вам нужно было в ресторан.

А вот если вы определили точку Б и знаете, что для вас команда мечты, вы так или иначе задали вектор, по которому надо начинать двигаться.
Узнать больше о создании команды можно на практикуме, который стартует 29 мая.
Напишите ваш комментарий