Открыта регистрация на новый курс «Путь мечты»
Close
 
Мы знакомим вас с героинями, которые уже добились успеха в бизнесе. Рассказываем, как девушки пришли к открытию собственного дела, кто им помогал и как.

Текст: Мария Овсеец
Фото: Инна Птицына
Надя Зотова.
Как устроен бизнес
в сфере дизайна
интерьеров
Не бояться и делать. Будут ошибки, что-то не получится, пойдет не так. Надо просто продолжать трудиться и искать варианты решения задачи.
— Надя Зотова

Город: Москва
Возраст: 31
Семейное положение, дети: не замужем, детей нет
В бизнесе: с 2010
Бизнес: Студия дизайна интерьеров Enjoy Home

Детали бизнеса:
— количество сотрудников
(штат, фриланс): 13 человек
Детство и учеба
Я родилась в Самаре. Так сложилось, что мы достаточно часто переезжали, и мне очень нравилось участвовать в обустройстве наших квартир. Кроме этого, я любила рисовать. Но тогда даже подумать не могла, что все это приведет меня в профессию дизайнера интерьеров. Все-таки я выросла в семье потомственных врачей (моя мама — кардиолог, папа — хирург, бабушка — офтальмолог, дедушка — уролог). Было ясно, что я, скорее всего, пойду той же дорогой. У меня, по сути, не было выбора, потому что читать я училась по учебникам анатомии и физиологии и с трудом могла представить другую профессию.

С золотой медалью я без труда поступила в медицинский университет. А дизайнеры интерьеров тогда казались мне какими-то мифическими людьми из интерьерных журналов, которые копились у меня стопками. Мир дизайна привлекал, но с собой я его никак не соотносила.
Слово «художник» в семье врачей вообще считалось ругательным. Родители тогда не относились к моему увлечению серьезно.
— Надя Зотова
Путь в бизнес
Так сложилось, что летом после третьего курса мне предложили поработать в инвестиционной компании «Тройка Диалог». Тогда я и обнаружила, что кроме мира людей в белых халатах есть и другой, наполненный бизнес-встречами, командной работой и недостижимыми планами. И, хотя у меня не было никакого опыта, мне так понравилось работать, что я стала совмещать работу с учебой и после окончания летних каникул. Расписание стало еще более жестким, но мне нравилась моя самостоятельность и то, что я могу изучать два абсолютно разных направления — медицину и финансы.

В это же время я занималась тем, что обустраивала свой дом: и строители, и ремонт были на мне. Процесс доставлял мне удовольствие, и я стала помогать с ремонтом друзьям. Это было хобби, которое занимало все свободное время. У меня не было никакой стратегии: вот сейчас я сделаю 5 разных квартир и стану дизайнером интерьеров. А слово «художник» в семье врачей вообще считалось ругательным. Родители тогда не относились к моему увлечению серьезно, просто видели, что я постоянно чем-то занята. У нас в семье вообще не принято сидеть на одном месте: мама активно работает, и бабушка ездит по конференциям, хотя ей уже 76 лет.
Переезд в Москву
После окончания университета я поняла, что работать ни в медицине, ни в финансах мне не хочется. И в какой-то момент я осознала, что хочу все время посвящать тому, что искренне люблю — дизайну интерьеров. Но так как все мои знания были на любительском уровне, я решила поступать в Британскую высшую школу дизайна.
Дополнительно я училась чертить на курсах в Бауманке и рисовать в Деталях.

Новые знания и впечатления переполняли, я часами могла говорить о плитке, люстрах и обоях. И в один прекрасный момент знакомый сказал, что мне надо завести блог. Эта идея казалась абсурдом, потому как в школе мой преподаватель литературы говорила: «Надя, занимайся чем угодно, только не пиши».

Но так как мой знакомый регулярно звонил и напоминал, я буквально на спор зарегистрировалась в Livejournal. Первый пост, второй… и вдруг стали появляться комментарии.
Мне написала редактор Cosmopolitan, и мы придумали проект по переделке квартир в сжатые сроки и с минимальным бюджетом.
— Надя Зотова
Это было в 2009 году и, конечно, в то время не было никаких блогов о интерьерах, курсов по продвижению в Instagram и прочего, что так популярно сейчас. Я просто рассказывала о учебе, своих проектах, идеях, и постепенно аудитория читателей росла.

Однажды мне написала редактор Cosmopolitan, и мы придумали проект по переделке квартир в сжатые сроки и с минимальным бюджетом. Это была даже не переделка, а просто декорирование. Но людям нравилось, потому что они понимали, что за 10 000 рублей можно раз — и преобразить квартиру. Я не только писала тексты, но еще и организовывала съемки. Этот проект заметил журнал Seasons и позвал меня стилистом на съемки и ведущей их интерьерной рубрики.
Команда
Параллельно с учебой у меня начали появляться самостоятельные проекты. Клиенты приходили ко мне из блога, им нравилось, что я делаю. В один момент количество объектов, над которыми я параллельно работала, перевалило за пять. Я поймала себя на мысли, что разрываюсь. Хобби переросло в работу, которая заполнила собой всю мою жизнь, и я подумала, что мне нужен помощник. И стоило только допустить мысль об этом, как тут же мне написал архитектор, который хотел со мной работать. Так у меня появился первый сотрудник, который отвечал за чертежи.

В моей работе был еще один пункт, который меня расстраивал, — необходимость постоянного общения с менеджерами мебельных магазинов. Они постоянно что-то забывали, путали, снова звонили для уточнения. Я же люблю, когда я один раз даю задание и его четко исполняют. Очень удачно мне написала девушка, которая хотела работать у меня дизайнером. Мы начали сотрудничать, но стало понятно, что проектирование не так легко давалось Саше. Тогда я предложила помочь мне привести в порядок спецификации и таблицы закупок мебели для проектов. И девушка оживилась! Мне было непонятно, как можно любить договариваться о поставках, запрашивать цены, а ей нравилось. Саша и по сей день занимается закупками материалов и мебели в студии. Это еще раз доказывает, что заниматься нужно именно тем, что тебе нравится и в чем ты силен.
Со временем команда выросла. Сейчас у нас есть 3 дизайнера, SMM-менеджер и несколько человек, которые отвечают за проектирование, изготовление и продажи мебели.

Мы достаточно долго проработали в режиме, когда все сотрудники (тогда их было 4) работали удаленно. Мне нравилась наша мобильность и возможность работать из любой точки мира. Но настал момент, когда стало понятно, что неудобно пытаться состыковаться с 3-4 людьми одновременно. Тогда мы сняли первое помещение на Артплее, но через год переехали в особняк ХIХ века, отреставрировали его, и теперь у нас есть место для всех сотрудников, встреч с клиентами, а также шоу-рум, где можно посмотреть нашу мебель.
Производство мебели
С самого начала наши проекты были очень индивидуальны и персонализированы. Я уверена, что для того, чтобы пойти и купить стандартную кухню, не нужно нанимать специалиста. Дизайнер нужен, когда ты хочешь, чтобы пространство было разработано специально под тебя. Это то же самое, что пойти купить платье в магазине или сшить его на заказ. Поэтому я сразу начала проектировать мебель специально для каждого проекта.

Сначала это были кухни, гардеробные, но нас так увлек этот процесс, что мы стали проектировать все: от люстры до дверной ручки. Из этого родилась отдельная коллекция мебели, которую может заказать любой желающий. Наши клиенты — это не только те, кто ищут мебель для своих домов, но и дизайнеры интерьеров.
В прошлом году мы побили все рекорды, посетили 7 стран за год.
— Надя Зотова
Образовательный проект
Design-travel

Я всегда любила путешествовать, находить необычные нетуристические места. Мои заказчики периодически просили меня привезти из путешествий предметы дизайна для их интерьеров. Или, будучи где-то на отдыхе, просили подсказать им, куда пойти, что посмотреть. Я охотно делилась интересными дизайн-направлениями в блоге и получала достаточно много запросов от желающих присоединиться ко мне в поездках. Все это привело к тому, что я решила придумать маршруты для любителей дизайна, искусства и антиквариата, так родился проект Design-travel.
Группой из 8-10 человек мы выезжаем в другие страны на 3-4 дня. Посещаем антикварные рынки, закрытые мастерские, исторические особняки, архитектурные бюро и местные мебельные шоу-румы.
У нас есть дружеское турагентство, которое помогает с организационными вопросами. В поездках нас всегда сопровождает искусствовед или специалист по местному дизайну и архитектуре. Вроде бы всего 3-4 дня проводим в чужом городе, чужой стране, но программа всегда получается такой насыщенной, что иногда уже на второй день участники просят, чтобы мы просто посидели на месте.

В прошлом году мы побили все рекорды — посетили 7 стран за год: Португалия, Швейцария, Италия, Франция, Япония, Бельгия, Дания.
Дизайн-уроки
Это направление появилось около четырех лет назад. Я придумала программу из 8 уроков, благодаря которой любой человек, не имеющий опыта создания интерьера, мог бы придумать концепцию и затем ее реализовать. Занятия проходят у меня в студии, а теперь к ним добавился курс по декорированию, а также курс для профессиональных дизайнеров. Мне нравится делиться своим опытом, и в мастер-классах я вижу еще одно направления для собственного развития.

Так как образовательных программ, направленных на практические знания, не так много, у нас всегда есть лист-ожидания из тех, кто хочет узнать о секретах работы и профессиональном опыте.


Если вы любите что-то делать, начните делать это просто так, деньги не могут быть единственной мотивацией.
— Надя Зотова
Источники энергии
Главное в нашем деле — сплоченная команда и правильно организованная работа на каждом этапе. Я могу все сделать сама, но для того, чтобы вести несколько проектов параллельно, нужно делегировать. У меня есть четкое понимание, какой сотрудник за какую работу отвечает. Без слаженной и мотивированной команды все это было бы невозможно.
Советы бизнес-леди
Не бояться и делать. Будут ошибки, что-то не получится, пойдет не так. Надо просто продолжать трудиться и искать варианты решения задачи. Например, во время кризиса и скачка курса валют стоимость мебели сильно возросла, а бюджет, который клиенты готовы тратить на свой дом, наоборот снизился. Мы нашли решение — стали больше работать с российскими производителями материалов и мебели, а также разрабатывать мебель самостоятельно.

Если вы любите что-то делать, начните делать это просто так, деньги не могут быть единственной мотивацией. Свои первые проекты я делала для друзей бесплатно, параллельно работая в другой сфере.
Научитесь организовывать свое время правильно, совмещайте приятное с полезным. Мой график мероприятий и поездок часто расписан на 3-4 месяца вперед, но мне это нравится, я умею организовывать личные поездки так, чтобы успеть и отдохнуть, и узнать что-то новое.

Нарабатывайте портфолио. После каждой работы мы делаем профессиональную фотосъемку. Затраты на съемку одного интерьера начинаются от 70 000 рублей. Мы вкладываем деньги в это, чтобы показать реализованный проект и наши возможности.
Рекомендую прочитать

За самыми актуальными идеями в дизайне — иностранные интерьерные журналы AD France, UK, US и Elle Decor France, UK, US.

Айн Рэнд «Источник» — основа для дизайнеров.

Книги по бизнесу не читаю, предпочитаю книги по истории искусства.
Обсуждение
Благодарим за проведенное интервью евгению литке,
ЗА ФОТОГРАФИИ — Инну птицыну.
Все материалы спецпроекта
«50 историй успеха бизнес-леди»