Истории успеха бизнес-леди

    «Мне 28 лет, я развелась с мужем и оказалась в коммуналке»

    9426
    18 мин
    9426
    18 мин
    Текст Ольга Селянина, Евгения Случайная
    Фото Мария Бичан

    В рубрике «Истории успеха» мы знакомим вас с героинями, которые добились успеха в бизнесе. Рассказываем, как девушки пришли к открытию собственного дела и как развивали его.

    Анна Назарова




    Город: Санкт-Петербург

    Возраст: 36 лет

    Семейное положение: замужем

    В бизнесе: с 2014 года

    Бизнес: Овощные букеты «Очень Хорошо»


    Детали бизнеса:

    — Оборот в месяц: от 1 500 000 рублей

    — Количество сотрудников: 37



    Детство

    В детстве мне довелось быть новенькой в школах 14 раз — это на меня и повлияло. Я много читала, обладала забавной фамилией, но, оказавшись в деревенских школах, все равно не понимала, как себя вести. Первые лет пять бегала огородами от своих одноклассников, которые пытались меня поколотить или обозвать. Со временем я поняла, что виноваты не они, и начала вести себя по-другому. И вот в 9 классе, оказавшись в очередной раз в новой школе, я дала отпор заводиле класса! После этого я поняла, что при желании можно договориться с любым человеком. Это понимание и развило во мне коммуникацию, смелость и решительность.

    «

    6 месяцев у меня ушло на пустые разговоры о крутом проекте

    »

    Путь в бизнес

    Я никогда не думала, что у меня будет бизнес. Представьте: мне 28 лет, я развелась с мужем, все бросила и переехала в Петербург. Вместо мира финансового благополучия я оказалась в коммуналке и, кроме своего будущего (нынешнего) мужа, не знала никого. Было тяжело.


    Долгое время я сидела дома и работала на фрилансе — занималась копирайтингом с давними заказчиками. Было тяжело вписаться в Петербург в таком возрасте. Я не могла найти работу даже в качестве наемного сотрудника. Но меня мучило и другое — в свои 33 года я периодически получала финансовую помощь от мамы. Проблема была в том, что за свои услуги я называла смешные суммы, которых мне не хватало на жизнь. Я и представить не могла, что в 33 года у меня будет зарплата, например, 70 тысяч рублей. Думала: боже, это что же нужно делать, чтобы получать такие деньжищи?


    Потом я познакомилась с тусовкой творческих людей, где все в будущем были великими писателями, фотографами, дизайнерами одежды, но никто ничего не мог реализовать. То есть когда ты постоянно рассказываешь про свои крутые творческие проекты, но это ничем не заканчивается. В какой-то момент и я стала такой же.


    Чтоб вы понимали — я придумала букеты из овощей 1 апреля 2014 года, а начала их собирать в октябре 2014 года! 6 месяцев у меня ушло на пустые разговоры о крутом проекте. 6 месяцев сплошной болтовни и бездействия.

    Интервью. Предприниматель Анна Назарова и журналист Womenbz Ольга Селянина

    Идея

    1 апреля я шла на день рождения к подруге, которая была творческой натурой. Долго ломала голову, думая, какой бы необычный первоапрельский букет ей подарить. На выходе из метро увидела тетушку, продающую пучки свежего редиса. Это же готовый букет, подумала я! Схватила редиску, побежала в ближайший цветочный и попросила продавца помочь мне собрать букет. Кое-как мы произвели что-то наподобие букета, и я была в таком восторге от этой идеи! Шла по улице с такой улыбкой, что люди смотрели не на букет, а на меня. А увидев букет, начинали спрашивать: а что это, а где вы это взяли, а можно ли это сфотографировать, а можно ли купить? Тогда я и поняла: тема-то прикольная! 



    Запуск проекта

    К тому моменту у меня был проект — однодневный ресторан «Кура & Греча», который наделал много шума, участвуя в «Ресторанных днях» в Петербурге. Про нас снимали сюжеты для ТВ и писали СМИ. Правда, проект не приносил мне денег. Он был некоммерческий. Мероприятие, которое проводится раз в три месяца, когда все назначают минимальный ценник за свою еду и играют в рестораторов.


    Так вот, после большого интервью для крупного медиа, мне написал парень с краундфандинговой платформы Boomstarter: «Анна, а давайте соберем денег на вашу "Куру & Гречу"». На что я ответила: «Этому проекту деньги не нужны. Но давайте попробуем собрать деньги на запуск другого моего проекта».


    Так я поставила себя в суперусловия: с одной стороны Boomstarter ждет уже какой-то информации от меня, с другой — я договорилась с фотографом, чтобы он сделал мне фотографии тех букетов, которые будут выставлены на Boomstarter. Когда ты ставишь себя в безвыходное положение, наобещав всем и вся, то у тебя нет иного выхода, кроме как начать.

    Интервью. Предприниматель Анна Назарова и журналист Womenbz Ольга Селянина

    Я накупила кучу овощей и начала экспериментировать. Технологию сборки букетов пришлось буквально придумывать с нуля, ведь у меня не было никакого опыта. Зато было 3 часа, чтобы собрать первые 3–4 букета и отвезти их фотографу. Я справилась и, получив фотографии, написала журналистам, которые у меня брали интервью про «Куру & Гречу», что у меня есть новый проект. В тот же день они разместили новость со ссылкой на нашу группу во «ВКонтакте». И в тот же день ко мне пришли первые 200 человек и первый заказ.


    На запуск бизнеса у меня было 40 000 рублей. Естественно, ни о какой аренде помещения речи не шло. Первые 9 месяцев я делала букеты на своей кухне. За 5 000 рублей я купила подержанный холодильник, еще 5 000 было потрачено на эксперименты с овощами. Остальные деньги, а именно 30 000 рублей, я спустила в никуда: заказала рекламу в странных пабликах-миллионниках во «ВКонтакте», оплатила участие в маркете, на котором не было моей аудитории...

    Деньги с Boomstarter

    На этой площадке мы собрали 90 000 рублей на покупку холодильников и аренду мастерской, но в итоге нам затянули с выплатами. Мы получили деньги намного позже, чем это планировалось. И это был тот самый год, когда грянул кризис и все исходники (овощи) подорожали. Чтобы не поднимать цену на букеты, я потратила эти деньги как раз на покупку рабочего материала. Со временем мы научились заменять дорогие овощи и фрукты более бюджетными. Но тогда эти деньги сильно выручили.

    Ценообразование

    Многие предприниматели боятся называть цену на свой продукт, долго зависают над вопросом, а какой вообще должна быть цена. Кажется, люди подумают, что дорого. Возникает психологический дискомфорт. На самом деле этот вопрос решается очень просто. Нужно все просчитать.


    Мой приятель, финансовый аналитик, познакомил меня с понятиями «бизнес-модель», «закупочная стоимость», рассказал, что нужно закладывать в цену: зарплату флористов, аренду мастерской, расходы на маркетинг, зарплату закупщика, себестоимость самих продуктов и т. д. Когда у тебя есть экономическое обоснование конечной цены, внутренних вопросов и сложностей с этим не возникает.


    Иногда мне пишут в комментариях: «Такая цена за редиску? Народ совсем с ума сошел!». На что я отвечаю: «Картины, нарисованные одной и той же краской, могут стоить 10 рублей, а могут — миллион. Редис — это наша краска». И я сама в это верю, потому что из одних и тех же продуктов можно собрать разные букеты. Тут дело в таланте и опыте. И тут я понимаю — такого опыта, как у меня и моих флористов, нет ни у кого в мире. Потому что мы уже три года делаем эту красоту каждый день.

    Продвижение и реклама

    До 2017 года я вообще не занималась продвижением и не вкладывала деньги (кроме того первого неудачного опыта). Да и сейчас о рекламе договариваюсь на бартерной основе. Когда я только начинала делать букеты, благодаря своему небольшому журналистскому прошлому я понимала: букеты из овощей — сами по себе новостной повод. С самого начала и до сих пор к нам обращаются различные СМИ. А мы стараемся каждый сезон где-то побывать — на радио, телевидении, в печатных изданиях...


    Упор на социальные сети мы делали с самого начала. Какое-то время я увлекалась офлайн-продвижением, но в онлайне проект развивать гораздо проще. Например, сейчас Instagram приводит 90% заказов.


    Было три волны большого прихода подписчиков:

    • выход интервью на The Village;
    • о нас написал Варламов в колонке «Бизнес в кризис»;
    • про нас написала мама Тимати — она сама заказала букет для сына и невестки.


    А мы даже не знали, что это для нее! Как-то я зашла в Instagram и увидела большой прирост подписчиков с запросами цены. Не понимала, что происходит, и начала спрашивать, откуда вы о нас узнали. Одна девушка ответила: «от мамы Тимати».


    Букет из линейки «Очень Хорошо»

    Развитие

    После Варламова посыпались заказы на букеты из Москвы, и мы каждые три дня отправляли «Сапсаном» коробки готовых букетов. Объемы росли, и я поняла, что этот город сама не потяну. Мне каждый день писало человек по 15 из Москвы с предложением делать вместе бизнес. Тогда я стала выбирать, кому доверить свое дело.


    Москва — огромный город, и там нужен серьезный подход, так как объемы намечаются большие. О потенциальном кандидате мне нужно было знать главное — есть ли бизнес-опыт, хочет ли человек что-то делать своими руками и как он видит организацию процесса. Так я нашла Светлану — директора нашего отделения в Москве. Я съездила в столицу, познакомилась со Светой, обучила флористов, мы сняли помещение под мастерскую, и в июне 2015 года она начала свою работу.


    Сразу после Москвы я открыла отделение в Красноярске и мастерскую в Петербурге. Франшизы я решила не продавать, потому что не уверена в качестве того, что будут производить под нашей маркой. Всем, кто обращается с вопросами о франшизе, я предлагаю для начала научиться собирать букеты, а там уже думать — самим открывать или брать у меня бизнес-консультацию.

    Как все устроено

    В каждом городе (Москва, Питер, Красноярск) есть руководитель. Флористов я обучала лично, плюс у нас происходят регулярные планерки. Но есть решения, которые принимаю только я, например, набор новых сотрудников.


    В Питере я делегировала все, что могла. Сама занимаюсь ведением соцсетей, обсуждением проектов, отсматриваю букеты и хотя бы один букет в день собираю сама. Контролирую каждый букет — отсматриваю его фотографии с трех ракурсов, вношу свои изменения. Так я просматриваю до 70 букетов в день.



    Конкуренты

    К последователям я относилась по-разному. В начале была в ярости, мне было обидно, и я не понимала, почему они такие наглые! Теперь их стало так много, что я расслабилась. Нужно понимать — появилась мода, течение.

    Тем более нам говорят, что наши букеты самые красивые. Те, кто видел наш букет и букет подражателя, всегда закажут у нас, а у подражателей заказывают те, кто о нас не знает. Значит, это наш косяк, и надо сделать все, чтобы как можно больше людей узнало о нас.

    Обучение

    В феврале прошлого года у меня появился первый фотоурок с пошаговыми действиями. На идею обучения меня натолкнули запросы о франшизе. Я подумала, что людей, которые хотят купить наши букеты в разных городах, много, но у меня нет возможности открыть везде мастерские. И я решила научить их делать букеты самостоятельно.


    Сейчас три варианта обучения.

    • Фотоурок. Если человек хочет собрать красивый букет, но совсем не понимает, как это делать.
    • Доступ к обучающему аккаунту. Если человек понял, что его затягивает и он хочет развиваться, он покупает доступ к специальному аккаунту. Там я собрала видеоэнциклопедию с техниками крепежей, которые придумала сама.
    • Доступ к закрытому Instagram-аккаунту. Там мы говорим только об эстетике — что с чем лучше сочетать, что как лучше собрать. Развиваем визуальное мышление и обсуждаем работы участников.


    Поскольку по образованию я искусствовед-преподаватель, то понимаю, как донести до человека информацию, чтобы он все понял.


    Вдохновение

    У меня есть два главных источника вдохновения.

    Первый — это овощи. В путешествиях я всегда собираю букеты, потому что мне интересны те ингредиенты, которых у нас нет. После таких экспериментов уже по-другому смотришь на то, что используешь в работе постоянно.

    Второй — это авторские букеты или букеты с правками от заказчика. Когда приходит необычный запрос, подключается не только творческое мышление, но и технический интерес — как же это сделать.



    Личная жизнь

    Если ты изначально не готов к бизнесу — это большой стресс и без проблем не обойдется. Но потом, когда ты уже набил руку и научился делегировать, — все успокаивается и появляется время на личные дела. Поэтому главное — пережить начальный период. Чтобы было чуточку проще, советую почитать Найта Фила «Продавец обуви» и «Стартап без бюджета» Майка Микаловица.


    А родные меня поддерживают, за что я им очень благодарна!

    Советы бизнес-леди

    1. Если вам пришла в голову идея — не откладывайте ее в долгий ящик, ищите средства на реализацию проекта! Иначе вас могут опередить.
    2. Не тратьте бизнес-энергию на последователей. Они будут всегда и в любом бизнесе, но главное — знать их слабые стороны.
    3. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Не бойтесь делиться своими секретами, лайфхаками, изобретениями — это тоже своего рода товар, который хорошо продается. Надо только уметь грамотно подать. Если у вас можно чему-то научиться — вы уже не просто продавец.
    4. Знайте цену своему труду и ни в коем случае не занижайте ее.


    Благодарим за проведенное интервью Ольгу Селянину, за фотосъемку — Марию Бичан.