Перевод

Как победить конкурентов

Изменить свое отношение к соперникам — и сделать лучше, чем у них
1704
9 мин
1704
9 мин
    Текст Екатерина Бочкарева (перевод)
    Фото Инна Птицына

    Конкуренция с каждым годом становится все сильнее во всех нишах. Но, как утверждает консультант по бизнесу и стартапам Аннабель Актон, в этом есть свой плюс. Она рассказала, какую пользу нужно искать в конкуренции, а мы публикуем перевод ее статьи.

    

    Как победить конкурентов

    У вас есть блестящая идея. Она выстрелит — вы в этом уверены. Вы уже рассказали о ней друзьям, купили доменное имя, написали бизнес-план. Но накануне следующего шага вы обнаруживаете, что другая компания ушла далеко вперед с похожей идеей. После этого единственное, чего хочется, — бросить свою затею.


    Но не стоит спешить. Как ни крути, а конкуренты всегда будут — как на старте бизнеса, так и после, что бы вы ни делали. Однако вместо того чтобы относиться к ним с ужасом, попробуйте взглянуть на соперников как на повод для новшеств и топливо для того, чтобы сделать все по-другому (и даже лучше!). Давайте разберем типичные ошибки предпринимателей. И посмотрим, как победить конкурентов, действуя наоборот.


    «

    Конкуренция неизбежна, важно лишь то, как вы с ней справляетесь

    »

    Ошибка № 1. Искать оригинальную идею

    Действительно оригинальные идеи можно по пальцам пересчитать. Возможно, сначала эта новость вас огорчит, но когда вы это осознаете, к вам придет чувство освобождения.


    Подумайте о том, что идеи не появляются в головах людей из ниоткуда — они образуются на основе уже существующих проектов, рождаются в новом контексте. Даже легендарный закон гравитации Ньютона появился из сочетания двух теорем Галилея и Кеплера: закона инерции и закона эллиптических орбит.


    Мир ждет, когда вы эти идеи обыграете по-новому. Если вы это поймете, то перестанете ждать священного момента вдохновения — и начнете действовать. Даже в условиях высокой конкуренции.


    Вывод: конкуренция неизбежна, важно лишь то, как вы с ней справляетесь.


    «

    Вместо того чтобы сдаться, я увидела повод отыскать свое преимущество

    »

    Ошибка № 2. Искать сходства

    Не нужно бесконтрольно шпионить за соперником и зацикливаться на ваших сходствах. Лучше определите, чем вы отличаетесь от конкурента, и начните это развивать.


    Независимо от сферы деятельности, обязательно найдется хоть одна вещь, которую ваша компания делает чуточку лучше: вы немного заботливее, увлеченнее, проще, веселее — решите сами, что именно! Как только найдете свое главное отличие, прокачайте его, развейте и внедрите во все, что вы делаете.


    Приведу в пример свой проект — онлайн-площадку для продажи подарков от бывших парней Never Liked It Anyway. Когда я писала бизнес-модель, наткнулась на сайт ExBoyfriendJewelery.com — моего прямого конкурента. Вместо того чтобы сдаться, я увидела в этом повод отыскать свое преимущество — а им был мой дерзкий и беззаботный способ заявлять о своем бренде. Итак, я доверилась этому ощущению, впитала его в себя и пронесла через весь свой бизнес — начиная с названия бренда и заканчивая маркетинговым планом и контентом сайта. Все в моем бренде кричало: «Я дерзкая, я стильная и иду вперед» — чтобы эффектно выделиться среди всех остальных.


    Вывод: ищите различия, а не сходства.

    «

    Пока бренд B ждал, какой шаг предпримет бренд А, бренд С ушел далеко вперед

    »

    Ошибка № 3. Не спускать глаз с конкурентов

    Пусть порой важно наблюдать за соперниками и знать, какие хитрости есть у них в запасе, не стоит перегибать палку и начинать их маниакально преследовать. Понимаю, так и тянет это сделать, но близорукое сосредоточение на соперниках в корне убивает крупные новшества. Когда все ваши мысли заняты конкурентами, вы начинаете верить в то, что только их фишки и никакие другие будут работать для вас и вашей компании.


    Давайте проведем для примера аналогию с растворимым кофе. Кофейный бренд А добавляет в свой кофе новый вкус и аромат. Кофейный бренд B за ним повторяет. После чего бренд А выпускает мини-саше — бренд B опять подхватывает. Эта игра в новизну смахивает на пинг-понг, где каждый едва успевает отбивать шар и следить за действиями противника, тем самым лишая друг друга возможности придумывать новые идеи.


    Однако пока бренд B ждал, какой же шаг предпримет бренд А, бренд С ушел далеко вперед, придумав кофемашину, которая прекрасно вписывается в вашу кухню и готовит вам вкусный кофе.


    Вывод: поглядывать на соперников нужно, но лишь изредка; куда важнее мыслить шире и опережать их с помощью новых идей и озарений.


    «

    На все нужно смотреть критически, чтобы дать проявиться вдохновению

    »

    Ошибка № 4. Думать, что важна только прямая конкуренция

    Проще всего рассматривать в качестве конкурентов только те компании, которые предлагают похожие продукты. На самом деле конкуренция куда шире — она включает в себя все и всех, кто борется за внимание клиента.


    Например, если бы Listerine ограничились лишь принадлежностями для ванны и рассматривали как конкурентов только производителей зубных паст, ополаскивателей для рта и зубных нитей, то компания бы быстро сдулась и не придумала ничего нового. Вместо этого они вывели конкуренцию на новый уровень, переключив внимание на полотенца для рук, жвачки и конфетки. В итоге именно так они пришли к идее создания Listerine Breath Strips — компактного освежителя дыхания в форме конфеток.


    Вывод: нужно расширять понятие конкуренции и на все смотреть критически.


    Если подходить к идее конкуренции с открытым сознанием, она перестает казаться такой пугающей и, напротив, начинает вдохновлять и радовать.


    Предпринимателям стоит бросить себе вызов, принять конкуренцию и использовать ее как мотиватор для движения вперед. Самые успешные компании сделали такой образ мыслей своей привычкой. Они частенько ищут что-то вовне, глядя на вещи несколько шире, а затем смотрят, как можно применить найденное, улучшить его, сделать полезнее и значимее для своих клиентов. Этот подход не только полезен для стимулирования бизнеса, он также и очень эффективен.


    Как оценить конкурентов

    Онлайн-курс SuperStart — двухнедельная программа от Womenbz.Education по запуску бизнеса с нуля.


    Вы найдете идею для бизнеса на основании своих компетенций, выберете нишу, оцените рынок и конкурентов, проанализируете свою аудиторию и составите бизнес-модель.


    Скидка 990 рублей для читателей портала по промокоду: WOMENBZ


    Узнать подробности и использовать промокод