Колонка эксперта

Как стать лидером, который нужен команде и бизнесу

8 правил от HR-специалиста
1116
10 мин
1116
10 мин
    Фото Из архива эксперта, обложка — Pixabay.com

    HR-специалист и спикер интенсива «Команда мечты» Евгения Ферафонтова рассказывает, какие ошибки совершают руководители при работе с командой, а также как и зачем нужно предпринимателю стать лидером, чтобы помочь своей компании выиграть на рынке.



    Евгения Ферафонтова

    

    • Сертифицированный коуч ICF
    • Командный коуч
    • Специалист по подбору, оценке и адаптации персонала
    • Спикер интенсива «Команда мечты»


    Кто в компании является лидером

    Лидер в компании — это не всегда человек, стоящий во главе. Иногда эти «роли» могут исполнять разные люди. Руководитель — тот, кто управляет процессами, планирует, организует, контролирует и в определенном смысле мотивирует.


    А фокус внимания лидера — не на процессах, а на людях. Ведь любой бизнес — это люди, сотрудники команды, которые создают продукт и делают остальную работу. Лидер способен найти к каждому из них свой подход и помогает раскрыть потенциал. Он вдохновляет, мотивирует на действия, создает энергию и эмоциональную атмосферу.


    В идеальной ситуации владелец бизнеса должен быть не только руководителем, но и лидером компании.


    «

    Не компания выбирает себе людей, а человек выбирает себе компанию

    »

    Почему предприниматель должен быть лидером

    Я работаю в сфере HR уже 14 лет. В то время, когда я только начинала, закрыть любую вакансию было просто: страна изголодалась по нормальной работе, и стоило повесить одно объявление — приходила толпа людей. К вечеру я могла закрыть несколько вакансий.


    Сейчас времена изменились. Теперь не компания выбирает себе людей, а человек выбирает себе компанию. Поэтому руководитель должен сделать так, чтобы с ним хотели работать. Проблема в том, что многие владельцы бизнесов пока еще этого не понимают. До сих пор я слышу мнение руководителей, что нужно держать команду в страхе. Потому что в этом случае люди боятся уходить и думают, что за пределами компании жизни нет. Это не так: сегодня у каждого есть выбор.


    В любом бизнесе, где есть команда, нужна такая стратегия управления, чтобы сотрудники в ней работали с удовольствием и желанием, а не из-под палки. И тогда компания выиграет. Такую атмосферу способен создать лидер.


    Как стать лидером

    Лидер не всегда обладает экстраординарными умственными способностями. Но у него развиты интуиция и коммуникабельность. Он умеет ставить себе цели и находить способы их достижения. А также может расставлять жизненные и бизнес-приоритеты.


    Что важно — лидерами не рождаются, ими становятся. Потому что лидер — это образ мышления, жизни. Конечно, менять себя очень сложно, но возможно. Успешный человек всегда работает над собой, над своим собственным развитием, он меняет себя, а не окружающий мир. Всем лидерам свойственны определенные качества. На них и будем ориентироваться.


    «

    Многих конфликтов можно избежать, если не давать свою оценку словам или делам других людей

    »

    1. Уверенность в себе


    За уверенным в себе человеком хочется идти, ему можно доверять. Поэтому даже если вы сомневаетесь в чем-то, нужно показывать все ровно наоборот. Жесты уверенных в себе людей — открытые, плавные. Мимика активная, живая, взгляд прямой — в глаза собеседнику. Поэтому следите за своей осанкой, жестами и мимикой, которую вы используете.


    Также уверенность человека прослеживается и в его речи: она всегда грамотная, четкая, без запинок и слов-паразитов. Уверенный человек правильно использует интонацию и «играет» с громкостью голоса, чтобы расставить акценты в речи. Учитесь обращаться со своим голосом, больше читайте и пополняйте словарный запас.



    2. Высокий уровень эмоционального интеллекта


    Эмоциональный интеллект — это способность человека достойно воспринимать стрессовую или конфликтную ситуацию, понимать и принимать людей с их эмоциями и чувствами. Это умение безоценочно относиться к поведению людей, общаться по делу.


    Потренируйтесь быть ближе к людям, к своему окружению. Попробуйте не давать свою оценку тому, что сказали или сделали ваши друзья или родители. И вы увидите, скольких конфликтов можно избежать.


    3. Целеустремленность


    Лидер умеет ставить себе цели и определять приоритеты. Он понимает, что именно сейчас важно для него сделать, и может это аргументировать.


    Заведите дневник. Записывайте в него свои цели, которых хотите достичь, а также любые полезные идеи. Ставьте себе задачи и контролируйте сроки их исполнения. Станьте хозяином своего слова во что бы то ни стало!


    «

    Рискуйте, но продумывайте будущее наперед

    »

    4. Коммуникабельность


    Коммуникабельный человек устанавливает контакты с совершенно разными людьми, а не только с теми, с кем хочется или с кем приятно. Коммуникабельность — это умение и желание грамотно, четко мыслить, способность заинтересовать собеседника. Коммуникабельные люди быстро заводят контакты, с ними приятно иметь дело, спрашивать их мнения.


    Больше общайтесь, узнавайте людей, которые вас окружают. Интересуйтесь их мнением.



    5. Умение принимать быстрые решения и нести ответственность за них


    Чтобы научиться принимать решения, необходимо быть инициативным, проницательным, а также точно знать, чего вы хотите от жизни. Тренируйте в себе инициативного человека постоянно. Рискуйте, но при этом продумывайте будущее наперед, стройте планы и способы их воплощения в жизнь.


    Составляйте список возможных вариантов действий. Это научит вас искать и принимать наиболее оптимальные решения. Продумывайте даже самые непривлекательные альтернативы — это поможет вам осознать, сколько же на самом деле существует вариантов действий. А также подавляйте раздражение, учитесь адекватно и спокойно оценивать ситуацию.


    «

    Организовать группу людей намного легче, если она вас уважает

    »

    6. Умение сказать нет


    Необходимое качество лидера. Прежде всего необходимо уметь говорить «нет» самому себе. Часто наши желания навязываются нам извне. Жизнь пестрит рекламой всевозможных средств, которые «улучшают» наш быт. Не всегда это действительно так. Надо уметь вовремя остановиться: не покупать хаотично все подряд лишь по той причине, что это показали по телевизору или «у всех это есть, и мне надо».


    Уметь говорить «нет» окружающим. Отстаивайте свои права, доказывайте точку зрения, не поддавайтесь на уловки, когда кто-то давит на жалость или пытается вызвать сочувствие.



    7. Самодисциплина и выносливость


    Успех подразумевает действие. Успех — это путь. Он всегда трудный и витиеватый. Наивно полагать, что все будет получаться легко и просто, если ничего не предпринимать. Только преодолевая трудности, можно воспитать в себе лидера.


    Выбирая путь наименьшего сопротивления, вы лишите себя радости и кайфа от проделанной работы над собой. Чем амбициознее путь — тем драйвовее получение результата. Делая себе послабление в меньшем, вы теряете опору в виде опыта и психологической готовности к трудностям в будущем.



    8. Организаторские способности


    Умение объединять и организовывать, несомненно, приходит с опытом. Нет такой учебной программы, пройдя которую, можно было бы стать замечательным организатором. Но могу сказать наверняка, что организовать группу людей намного легче, если она вас уважает. Потому эффективнее выстраивать взаимоотношения в коллективе на основе доверия, взаимоуважения.



    Самое главное, что бы вы ни делали, к каким бы целям ни стремились, будьте собой. Вы — человек. Разумное существо и главное чудо на этой Земле. Учитесь слушать и слышать себя, учитесь любить себя. Уважайте мысли и желания окружающих вас людей, и все получится.