Бизнес-игра ИГРА
    ИСТОРИИ УСПЕХА БИЗНЕС-ЛЕДИ

    «Если быть откровенной, бизнес — не для всех»

    315
    15 мин
    315
    15 мин

    В рубрике «Истории успеха» мы знакомим вас с героинями, которые добились успеха в бизнесе. Рассказываем, как девушки пришли к открытию собственного дела и как развивали его.


    Текст: Анастасия Замашная

    Фото: Яна Вебер, из архива героини


    Ольга Кардамон

    Основатель туристического агентства

    Город: Санкт-Петербург 

    Возраст: 24 года

    В бизнесе: с 2014 года 

    Бизнес: туристическое агентство Eagle Travel


    Детали бизнеса: 

    — 70 000 рублей (инвестиции на старте)

    — 400 000 рублей (оборот в месяц) 

    — от 100 000 рублей (чистая прибыль в месяц) 

    — 1 сотрудник в штате 

    — 10 гидов-фрилансеров

    — 65 000 рублей (средний чек)

    Путь в бизнес

    Я училась на преподавателя русского языка для иностранцев и параллельно работала репетитором, а после — экскурсоводом по Петербургу. И не ожидала, что эта профессия перерастет в бизнес. Мне посоветовали попробовать себя в роли гида. Для этого нужно было учиться. Гид-переводчик — не то же самое, что экскурсовод. Это человек, который работает и в музее, и за его пределами (водит группу по городу). Не в каждом музее экскурсовод знает иностранный язык, поэтому многие гости обращаются к гиду для получения информации об экскурсионных объектах. Поэтому для такой работы нужно пройти шестимесячные курсы и обучение в каждом музее, где ты планируешь работать. Учеба в музеях длится от одной лекции до двух недель (например, в «Эрмитаже»). Чтобы стать гидом, я прошла это обучение 


    Тот, кто хочет зарабатывать больше, постоянно должен учиться чему-то новому, развиваться, расширять кругозор. Это важно не только для карьеры и бизнеса, но и для собственного счастья. Как только человек перестает развиваться, он становится угрюмым, ведь каждый день в его жизни происходит одно и то же. Он не видит новых горизонтов. 


    После получения лицензии я несколько лет сотрудничала с турагентствами и круизными лайнерами. А потом стали появляться личные заказы: люди, ранее работавшие со мной, обращались ко мне напрямую. И в 2014 году я решилась на создание турагентства. 


    В бизнес мы с мужем вложили 70 000 рублей: 

    сайт — 40 000 рублей; 

    регистрация ООО — 5 000 рублей (цена 2014 года); 

    открытие банковского счета — 10 000 рублей; 

    обязательная страховка туроператора — 15 000 рублей. 


    И вот уже третье лето подряд привозим иностранцев в Санкт-Петербург, Москву, Владимир, Суздаль.

    Ольга Кардамон, предприниматель
    «

    В бизнесе результаты появляются не сразу.

    »

    Привлечение клиентов

    В рекламу мы не вкладываемся. Ключ к нахождению клиентов в туризме — TripAdvisor, где клиенты читают отзывы, а также личные рекомендации. 


    Мы в основном работаем с американцами. Для них рекомендации как раз — основа. Они в первую очередь думают о безопасности. Россия для них — опасная и экстремальная страна. И это одна из ключевых причин, почему они предпочитают ходить по городу с гидом. Им так комфортнее. Бывает, конечно, что хотят прогуляться в одиночестве. В этом случае мы тоже помогаем: готовим карты, отмечаем на них интересные места и выдаем телефоны с местными SIM-картами, чтобы они могли в любое время с нами связаться.


    Кроме того, американцы начинают путешествовать по миру в 60–70 лет. Эти люди не сидят в соцсетях, не покупают ничего через Instagram. Поэтому реклама на подобных площадках для нас бессмысленна. Мы положились на сарафанный маркетинг, и медленно, но верно он приносит плоды. 


    Из соцсетей мы используем только Facebook: выкладываем фотографии довольных туристов, иногда пишем профильные статьи. Клиенты видят, что мы не мошенники, что у нас есть реальные гости и их отзывы. 


    В этом сезоне мы обслуживаем 8–10 групп в месяц. Конечно, так было не сразу. В бизнесе результаты появляются не сразу, и нужно спокойно к этому относиться и не впадать в панику, что спустя год ты все еще не разъезжаешь на «Мерседесе».

    «

    Мы и бизнес наш считаем американским — хорошо понимаем, чего эти люди хотят.

    »

    Разработка туров

    Мы работаем с небольшими группами людей. Чаще это одна небольшая семья или друзья, которые хотят получить персональный подход к туру. Есть туроператоры, которые собирают группу незнакомых людей, те садятся в автобус и куда-то едут. У нас абсолютно другой продукт. К нам обращаются люди, которые хотят в поездке чувствовать себя комфортно: не бегать сломя голову из музея в музей. У американцев очень развита потребительская культура. Они любят отыскивать аутентичные рестораны, где к ним выйдет владелец и отнесется не как к клиенту, а как к человеку. Они готовы за это платить, а мы готовы им дать то, что они хотят. 


    Мой муж американец, мы и бизнес наш считаем американским — хорошо понимаем, чего эти люди хотят. Мы созваниваемся с клиентами по скайпу, узнаем вкусы и придумываем план и расписание поездки специально под их интересы и характер. Вопрос ведь даже не в том, чтобы составить крутое расписание, а в отношении к клиенту. Мы становимся друзьями во время экскурсий и потом не теряем связь: интересуемся, как доехали, поздравляем с праздниками. Даже в аэропорту мы не встречаем с табличками, а узнаем человека по лицу. 


    Даем гостям возможность расслабиться, сблизиться с гидом и с культурой. И какое бы ты расписание ни составил, иногда все может пойти не так. Недавно клиент захотел купить икону 19 века. И мы поехали в Александро-Невскую лавру, чтобы сделать это. Пока он выбирал икону, я почувствовала запах монастырского хлеба — очень любила кушать его в детстве. И внезапно предложила гостям отведать его. Мы шли по набережной, ели булки, и гости потом сказали, что это был самый крутой момент в их туре по России. Наш формат позволяет, чтобы такие спонтанности были. Этот подход сложно масштабировать. Нужно, чтобы гиды были к этому готовы сами, а не все хотят проникаться и проявлять инициативу.

    Интервью. Ольга Кардамон и журналист Womenbz Анастасия Замашная

    Ценообразование

    Средний чек — 65 000 рублей (за тур, длящийся 3–4 дня). В эту стоимость входят билеты в музеи и театры, автобус и постоянное присутствие гида рядом. Если клиенту хочется, мы бронируем отель, но обычно они делают это сами.

    Делегирование и распорядок дня

    Я следую двум принципам: делегировать и автоматизировать все, что можно. Все дела я делю по системе Стивена Кови — на четыре группы: важные срочные, важные несрочные, неважные срочные, неважные и несрочные. Основа — правильное распределение дел и задач по этим пунктам. Своеобразная расстановка приоритетов. В начале недели я выписываю по категориям все, что нужно сделать (и личные, и бизнес-дела). Такое распределение помогает понять, какие дела нужно сделать в первую очередь и не хвататься сразу за все подряд.


    Часть дел делегирую. Благо есть подрядчики, сервисы доставки и Work-Zilla, где можно найти исполнителей для решения простых задач. Например, сделать визитку, разместить объявления. Что я не могу пока делегировать, так это описание наших новых туров. Для этого нужно поставить четкую задачу, а я и сама плохо представляю, какой текст должен получиться в итоге. Все мысли приходят во время работы над текстом.


    Мне всегда хочется соблюдать распорядок дня, чтобы не прокрастинировать. Даже в транспорте стараюсь читать, чтобы не тратить время зря. Конечно, не всегда все получается, как было запланировано. Главное — не теряться, если приходится делать что-то в последнюю минуту. 


    Бывают дни, когда хочется лежать и ничего не делать, — восстанавливать энергию. Нужно позволить себе расслабиться и не винить себя за несделанное. И уже на следующий день на пике энергии успеешь сделать очень многое.

    Сезонность бизнеса

    Наш бизнес — сезонный (с апреля по сентябрь и пару недель в новогодние праздники), но я не вижу в этом никакой проблемы. Когда сезон туров закончился, я не скучаю без работы, а обучаю английскому языку по сериалам. Я создала курс, который предполагает обучение по сериалу «Друзья». Своеобразный онлайн-квест с заданиями, выполнив которые, ученик получает ключ к следующим. 


    Такая форма помогает людям получать удовольствие от обучения. Сложно замотивировать себя на обучение языку, особенно когда на начальном этапе ты видишь прогресс, а на среднем уровне — уже нет. Плюс живые разговорные встречи в скайпе. Я делаю акцент на разговоры о жизни героев. Важно изучать язык через призму жизни, чтобы потом и использовать язык в таких же ситуациях. 



    Сейчас у меня уже третий поток. Но курсы по-прежнему в стадии эксперимента, и пока это недорогой продукт. Хочу понять, как улучшаются результаты у людей. На этом этапе важно совершенствовать методику нежели зарабатывать деньги. Эта работа отнимает немного времени: задания я составляю заранее, а потом выкладываю в закрытую группу на неделю вперед. Остается только отвечать на вопросы учеников — это я делаю, пока еду в транспорте. Плюс еще 2 часа в неделю отвожу на живые встречи. В будущем я планирую привлекать кураторов и масштабировать это дело.

    Ольга Кардамон, предприниматель

    Бизнес и семья

    Я умею переключаться с работы на личные дела. Когда нахожусь с гостями или семьей, для меня больше ничего не существует. Я взяла это за правило. Это этические соображения: делить время с теми, кто рядом. 


    К счастью, когда я погружена в работу, супруг воспринимает это нормально. Даже в сезон, когда я часто бываю в командировках. Взаимопонимание — основа правильных, здоровых отношений.

    «

    Если быть откровенной, бизнес — совсем не для всех.

    »

    Советы для бизнес-леди

    Не ждите быстрых результатов. Нас жизнь приучает к датам: защитили диплом — пошли искать стажировку и так далее. А в бизнесе результаты появляются не сразу, и нужно спокойно к этому относиться и просто продолжать работать. 


    Необязательно бросать работу и уходить в бизнес с головой. Можно работать по найму и заниматься параллельно любимым делом. Прежде чем открывать бизнес, подумайте, действительно ли это то, чего вы хотите. Самореализоваться можно не только через бизнес. Если быть откровенной, бизнес — совсем не для всех. Если строишь собственное дело, нужно понимать, что придется работать много и хорошо, постоянно гореть за бизнес и своего клиента.


    Поэтому прежде чем принимать решение об открытии бизнеса, поразмышляйте, как вы будете измерять свой успех в жизни, потому что он измеряется не только деньгами. 


    Если вы все-таки занялись бизнесом, обязательно считайте бизнес-показатели. Я поздно начала это делать и даже не знала, какой у нас оборот. Это важно, чтобы отслеживать прогресс, разрабатывать дальнейшую стратегию, понимать, когда и где сократить расходы. Все говорят цифры. 


    Живите и радуйтесь. Бизнес — не единственное, что есть в жизни. Семья и отдых тоже нужны.

    Рекомендую прочитать

    Джош Кауфман «Сам себе МБА». Это самая крутая книга по бизнесу, которую я когда-либо читала. В ней есть самые главные идеи: от составления миссии, заканчивая составлением распорядка дня. Это настольная книга, к ней я возвращаюсь постоянно.

    Благодарим за проведенное интервью Анастасию Замашную

    За фотографии — Яну Вебер