Истории основателей франшиз

    Как открыть международную школу программирования для детей

    2604
    16 мин
    2604
    16 мин

    Оксана Селендеева — основательница школы Coddy, где дети учатся создавать сайты, игры, электронную музыку. Всего в линейке школы 76 курсов, занятия проходят онлайн и офлайн, индивидуально и в группах. Входит в ТОП-100 EdTech компаний России и стран СНГ по версии EdCrunch x HolonIQ.


    Сайт школы

    Сайт франшизы


    Год запуска компании: 2016

    Год запуска франшизы: 2018

    География школы: 144 города, 16 стран мира

    Путь к бизнесу

    Я никогда не мечтала быть предпринимателем. У меня было два высших образования в сфере финансов, я трудилась в найме и стремилась построить успешную корпоративную карьеру. Был период, когда я работала в департаменте стратегии МТС на стартовой позиции, где у каждого из коллег был диплом MBA топ-10 мировых университетов мира. Я мечтала, что тоже получу MBA, копила деньги на это и была уверена, что иду по четко намеченному пути. Но в моей жизни случилось несколько глобальных поворотов.


    Первый, когда осознала, что занимаюсь делом, которое выбрала как будто не сама, а по воле случая или под социальным давлением. Плакала, когда поняла, что хочу вообще другого, а начинать с чистого листа страшно. И все-таки решила рискнуть и пойти в новую для себя сферу — маркетинг. 


    Устроилась в рекламное агентство на стартовую должность. Мой доход резко упал, но я была счастлива, что занималась тем, что мне было близко. С карьерой все складывалось хорошо, я работала в UniCredit Bank, отвечала за весь маркетинг московского «Сбербанка» и никогда бы не подумала, что в моей жизни снова произойдет момент, когда внутренние желания все перевернут.

    Как появилась идея Coddy

    В одной из поездок в США меня очень вдохновила частная школа в Сан-Франциско, где кроме общеобразовательной программы детям предлагают на выбор современные курсы. Они выпускаются уже практически готовыми специалистами в востребованных областях: дизайн интерьера, программирование.

    

    К тому же, это был 2015 год, в России тогда появились медиа про стартапы и технологии — vc.ru и rusbase. Я читала их и понимала, что мир сильно меняется. Мне стало интересно все про IT, я задумалась, как моя дочь впишется в этот быстро меняющийся мир, искала какие-то «кружки» про современные профессии и увидела, что для детей у нас ничего такого нет. Так и появилась первая мысль открыть свою школу.

    «

    Слышать сплошные "Нет" оказалось очень тяжело

    »

    Запуск школы

    Я мечтала повторить опыт Америки, где корпорации спонсируют школы программирования, и для детей обучение бесплатное. В России в то время IT-компаний было не так много, получить деньги на это было бы супер непростой задачей. Да и мои знакомые топ-менеджеры отговаривали от этой идеи, ссылаясь на то, что альтруизма надолго не хватит и надо смотреть на проект как на бизнес. Я согласилась, но все-таки держала в голове, что не хочу пренебрегать посылом про участие IT-компаний. 


    Когда составляла финансовую модель, поняла, что аренда — это большие расходы, и первое время я не смогу выходить с ней даже в ноль. А буфера денег, чтобы вкладывать из месяца в месяц в ожидании роста у меня нет. Родилась идея предложить IT-компаниям предоставлять свои переговорки для обучения. На выходных они пустуют, в них есть флипчарты, проекторы, столы, стулья, да и детям понравится. Офисы таких компаний очень крутые, ребята могут вдохновляться, представлять, какой будет их будущая работа.


    Я стала писать компаниям. Мне либо не отвечали, либо отказывали. Слышать сплошные «Нет» оказалось очень тяжело. Было обидно, что я столько делаю, а результата ноль. Помню момент, когда я положила руки на лицо и просто разрыдалась. К счастью, слабость длилась недолго. Отряхнула слезы и пошла работать дальше. Никаких мотивационных слов про себя, никаких мыслей. Я понимала, надо просто не останавливаться.


    В итоге две компании согласились: диджитал-агентство Actis Wunderman и IBS. Последние, правда, сказали: «Мы сами это пробовали, у нас не получилось. Дерзайте, посмотрим, насколько вас хватит». Я это хорошо запомнила.


    Благодаря этому и появилась школа Coddy. Я нашла преподавателей, мы собрали первые программы и запустились. На старт я потратила около 200 000 рублей. Сумма получилась относительно небольшой, потому что ноутбуки нам предоставили партнеры. 

    200 000
    рублей потратила на запуск

    Запуск франшизы

    Мы открылись в 2016 году и почти сразу у нас стали спрашивать, есть ли франшиза. Я не собиралась продавать кота в мешке, ведь мы и сами еще не разобрались, что к чему. А что такое плохая франшиза, я прекрасно знала. Ранее мой муж купил франшизу аптеки, уехал в Лондон и заниматься ей пришлось мне. Не буду вдаваться в подробности, но эта компания оказалась кидаловом, и это было худшее время для меня. Стресс, который обернулся серьезными проблемами со здоровьем. В мои планы не входило быть человеком, который так некрасиво поступает и продает плохие франшизы.


    Поэтому только спустя два года мы запустили франшизу Coddy, предварительно открывшись со знакомыми в Самаре и Санкт-Петербурге, чтобы все протестировать. Только когда мы поняли, что бизнес-модель работает не только в Москве, но и в других городах, официально начали предлагать франшизу.

    Как устроена франшиза

    Как и в большинстве франшиз, чтобы стать нашим партнером, предприниматель должен заплатить паушальный взнос. Он отличается в зависимости от города: от 150 000 до 600 000 рублей. И дальше ежемесячно оплачивает роялти от 6 400 до 14 400 рублей.


    За эти деньги партнер получает возможность открыть школу под брендом CODDY, подробные инструкции по запуску бизнеса и методические материалы по тем курсам, которые он сам выбирает из нашей линейки. К партнеру прикрепляется консультант, который имеет опыт запуска школ в разных городах. На всех этапах мы помогаем: и с подбором помещения, и в переговорах с арендодателем, и собеседование с кандидатами на роль преподавателей проводим и т.д. 


    Запустить школу можно как в арендуемом или собственном помещении, так и в коворкинге, современной библиотеке или детском центре. 


    На открытие понадобится около 400 000–500 000 рублей. Но надо понимать, что должен быть еще запас денег. Первые месяцы вы будете вкладывать выручку обратно, возможно, еще чуть-чуть добавлять своих. Как минимум, у вас должны быть деньги на личные расходы, финансовая подушка, на которую вы будете жить первое время. Я не хочу никого обманывать, мне важно, чтобы потенциальные партнеры понимали реальную картину. Это не про прибыль через месяц. Сроки окупаемости в среднем — 8-9 месяцев.

    400 000
    рублей понадобится на открытие школы (без учета паушального взноса)
    «

    Я очень хочу видеть Coddy в маленьких городах, поселках и деревнях

    »

    Кому подходит франшиза Coddy

    Тому, кто готов работать. У некоторых людей есть большое заблуждение: «Куплю франшизу и ничего не буду делать». Франшиза — это точно такой же бизнес, который требует времени и погружения, просто ты идешь не вслепую, а по чьей-то протоптанной дорожке. Я всегда предупреждаю, нашему франчайзи все равно придется трудиться, создавать команду, заниматься вопросами рекламы и партнерства, выстраивать внутренние процессы. Это не руководитель, который поднимается на трон и начинает командовать вассалами. Это про серьезную работу.


    Что касается географии — в принципе, любой город, но есть несколько моментов. Мы уже открыты во многих городах и редко продаем две франшизы в одно место. Бывает, сам предприниматель озвучивает, что ему нужна поддержка, бОльший охват в городе. Если он хочет усилить позиции другим партнером, тогда вторая франшиза на город может быть. В любом случае заявки рассматриваем и обсуждаем.


    Я очень хочу видеть маленькие города, поселки и деревни. В них сейчас очень грустная картина, где будущего нет ни для детей, ни для взрослых. Мне хочется, чтобы там тоже была жизнь, чтобы там формировались компании. Представьте, у вас 20 школ, в них выросли 20 предпринимателей, которые останутся на родине и создадут новые рабочие места, будут развивать город. И так как мы работаем с образованием детей, в наших силах это сделать.

    Школы в других странах

    Если есть желание открыть школу в другой стране, надо понимать, что работа там намного сложнее. Реклама иная, страницы сайтов другие, нужны переводы курсов, менталитет сильно отличается, способы коммуникации разные.


    Мы открываемся в других странах с русскоговорящими партнерами, но теми, кто корнями уже давно там сидит. У них есть дети, они адаптировались к среде. Запускать проект в сфере образования в другой стране — это не только вопрос рекламы или бизнес-модели, это вопрос, насколько ты погружен в среду и чувствуешь ее.

    «

    Это был жуткий стресс, полголовы волос выпало

    »

    Как мы пережили карантин

    Во время пандемии мы потеряли 10 городов. Причина в том, что сами франчайзи не захотели бороться. Это ни хорошо, ни плохо — просто кто-то хочет жить в спокойствии и не готов был рвать когти. А тогда надо было и решения быстрые принимать, и работать в два раза больше, многое пришлось перестраивать.


    Это не просто лекцию провести, у преподавателя должен быть удаленный доступ к компьютеру ребенка, все должно быть продуктивно и понятно, самому ребенку должно быть интересно учиться в онлайне. Плюс родители пытались давить: «Вы в онлайне, значит, должны быть скидки». Но мы не стали, например, преподавателям меньше платить и не могли снизить цены. 


    Это был жуткий стресс, полголовы волос выпало. Но, честно, я считаю, мы хорошо справились. Мы за две недели перестроили всю работу. Сделали и отправили письма с пошаговыми инструкциями по переходу в онлайн: для франчайзи, преподавателей и родителей. По финансам тоже все сложилось неплохо. 



    Советы: как выбрать и проверить франшизу

    Самое главное — выбирать душой. Как бы пространно это не звучало, но к делу действительно должна лежать душа. Если нет внутреннего рвения и пожара, лучше даже не начинать. Ну и, конечно, важно проверить компанию на надежность. Очень много обмана на рынке франшиз сейчас.


    • Изучите, кто основатель, что из себя представляет. Посмотрите видео, почитайте статьи. 
    • Прочитайте отзывы. Причем, не тех, кто франшизу купил, а отзывы о компании как о работодателе. Это может многое рассказать о том, что происходит внутри.
    • Изучите отзывы клиентов.
    • Сопоставьте то, как преподносят компанию с тем, что есть на самом деле. Например, проверьте информацию про количество филиалов. Я знаю компании, которые говорят, что они открыты 20 странах, а по факту там есть инстаграмы 20 стран, а филиалов нет. Попробуйте дозвониться, узнать, есть ли занятия, где проходят. Если компания обманывает вас в этом, что дальше?
    • Найдите контакты и созвонитесь с действующими франчайзи, чтобы узнать, как у них идут дела. У них нет мотивов придумывать. Если плохо, скажут наверняка. Если довольны, тоже поделятся.
    • Пройдите путь клиента. Купите товар, закажите услугу. Посмотрите, нравится ли вам, как работают филиалы компании.

    Это трудно и долго, но это ваши деньги. Вы их не печатаете и надо серьезно подойти к тому, во что вы их вкладываете.